

Испокон века двойки в школе называли "лебедями". Но эти грациозные создания не радуют своим появлением в тетрадках и дневниках родителей. И учителей. А уж ребенка-то как не радуют! Можно, конечно, утешать себя тем, что немало крутых предпринимателей выросло именно из двоечников и троечников. Но ведь не факт, что нечто подобное произойдет и с нашим ребенком. Между тем, плохие отметки уже есть. И надо как-то реагировать. Как? Спрашиваем у знатоков.
Марина Солотова, педагог, журналист, создатель "Академии радости" (для будущих журналистов), мать двоих школьников:
– Мама я нестандартная. У детей в школе были разные моменты. Один год я и дочери, и сыну дала полную свободу – ваша учеба, сами думайте, как вам с ней управляться. Аня стала учиться лучше, а Ваня... Ему такая демократия оказалась вредна. Вывод: смотреть надо по ребенку. Я точно знаю, что с Ваней всегда надо делать уроки вместе. Он не умеет и не хочет напрягаться. Что это: отсутствие воли или мотива?
На сегодня оценка – далеко не критерий знаний. И природа оценок тоже разная. К примеру, ребенку могут поставить двойку в случае, если его мнение не совпадает с общепринятым, Скажем, он не считает Онегина лишним человеком. Другая ситуация: во время самостоятельной работы в классе ученик не успел с черновика перенести решение в тетрадь – два. Болела голова и плохо отвечал – два. Надо спокойно разбираться что к чему.
Самое плохое, что можно сделать в ответ на двойки – санкции: лишать ребенка дополнительных занятий, которые ему очень важны: не пойдешь в цирковую студию, в спортивную секцию, в художественную школу...
И еще. Очень важно провести свой аудит – что вы говорите про свою работу, когда приходите домой? Если – ох, какая каторга, начальник – болван, и тому подобное – то стоит ли ждать позитивного отношения ребенка к своей работе – школе?
Ребенок приходит домой и на вопрос родителей "Как дела в школе?" рассказывает что, по английскому сегодня получил "двойку" – за то, что забыл дома рабочую тетрадь, с формулировкой "не готов к уроку". При этом ребенок работал на уроке: отвечал. и даже правильно. За это была поставлена 4-ка. Так что сказать, что он не готов к уроку сложно.
Что за бред? – крутится в голове немой вопрос. Оценки выставляются за знание детей, или наличие тетрадей и учебников на партах? (пишет автор-мама на Яндекс-дзен) И конечно же добивается отмены незаконного – оценка ставится за знания! – действия.
Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО, Народный учитель России, экс-директор школы №34
– Мое глубокое убеждение, что любая оценка – стимул, а двойка должна стимулировать особо. Как-то раз, классе в четвертом, учитель вкатил мне пару. Так я сделала все, чтобы делом доказать ему, что он не прав.
Нельзя допускать, чтобы оценка превращалась для ребенка в оковы, сковывающие его мысль. Я всегда давал возможность самому слабому ученику, самому, казалось бы, безнадежному тугодуму подумать над тем, что у него пока не получается. У детей никогда не пропадал интерес к учению. Пробуждая чувство гордости, чести, собственного достоинства, я добивался того, что дети стремились работать самостоятельно. (Василий Сухомлинский, великий педагог-новатор, автор почти 30 книг и статей о педагогике)
Но при этом я уверена, что учитель – не оценщик, не судья и не прокурор. Его задача – научить. Надо всякий раз разбираться, что это за двойка. В нашей школе было железное правило: первую двойку ты ставишь ученику, а все последующие – себе.
Родителям не надо ни в коем случае ругать или наказывать ребенка за плохую оценку. Кстати, некоторые болезненно реагируют не то что на двойки-тройки, но и на четверки. Надо внушить, что все получится у ребенка. Возможно, он не был на уроке и потому не усвоил материал, чего-то не понимает. Самое правильное – встречаться с учителем и вместе думать, как помочь – не учителю! – ребенку. И здесь все зависит от мудрости взрослых.
И еще такой момент. С пятого класса занятия ведут уже разные учителя. Каждый давит на ученика. Дома – родители. А он, ребенок, наедине со всеми. Никто не думает, каково ему справляться.
Рособрнадзор, возможно, предложит в ближайшем будущем новую шкалу оценок в школе. Пока обращаемся к тому опыту, который у нас в России есть.
Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно – делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны, отмечает блогер Дина Бойко.