Все помнят строчки есенинские строчки "лицом к лицу лица не увидать"? Известный блогер Илья Варламов написал в своем ЖЖ вторую часть "путевых заметок" о Тюмени. Что он, житель столицы, увидел в нашем городе странного, когда мы, тюменцы, считаем Тюмень лучшим городом Земли? Что не так с нашими прекрасными дорогами и чудесным центром города, по которому мы так любим водить гостей?
Как раз самым центром города, а именно – деревянным богатством, особнячками, украшенными деревянной резьбой, Илья восхищается. Это красиво было тогда, в 19 веке, это красиво сегодня, в 21 веке, это будет красивым и потом, если, конечно, доживет...
Представляете, что было бы, если б Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов класса Б+. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой.
Любуются ли сами жители и гости города архитектурой современной – не столь очевидно. Варламов буквально разносит здания, построенные за последние лет 30 по кирпичику.
Эти убогие жилые дома со скатными крышами, башенками, ломаными формами повсюду. Застройка очень рыхлая, случайная, вы и сами это видите на фото.
Хорошо. А дороги-то чем не угодили столичной штучке? Сами дороги, как раз, угодили. Варламов посмотрел на эту историю глазами пешеходов. И вот что увидел:
Город неудобный. Город опасный. Переходов мало, так что люди перебегают многополосные шоссе, рискуя попасть под колёса автомобиля. Если вы думаете, что подобное строительство как-то спасает от пробок, то вы ошибаетесь: пробки в Тюмени есть, и дальше будет только хуже.
И главным хозяином города Варламов называет автомобиль. Блогер отмечает, что в Тюмени, как нигде, много велосипедистов. это очень хорошо, конечно, но вот незадача – с велосипедными дорожками дела обстоят никак.
Немного Варламов рассказал и про строящиеся районы:
"Самый главный минус – разряженность застройки при очень высокой плотности населения, а также отсутствие разнообразия набора услуг и досуга. Дома стоят посреди никому не принадлежащих пустырей. В таком районе, как правило, нет инфраструктуры. А инфраструктура – это не только парковки, школы, детские сады и поликлиника. Это в первую очередь разнообразие жизни и социальные связи. В типичном российском спальнике нельзя ни работать, ни отдыхать. Днём здесь можно встретить разве что мам с колясками, потому что им неудобно ехать на прогулку с ребёнком куда-то ещё", – написал блогер.
текст:
"Объемная тюменская резьба присуща только нашему региону. Я, когда сюда приехал 40 лет назад, было около 300 с лишним памятников, а сейчас осталось полсотни. Они исчезают. Законы не работают. Ответственность никто не несет.
Чиновники сейчас не следят за тем, как ведется реставрация. Их отдают частникам. Хозяин берет и делает что хочет.
Нужно отдавать под реставрацию памятники деревянного зодчества не согласно выигранному тендеру, а специалистам. Не мальчикам с улицы, не гастарбайтерам, которые ноль в реставрации, зато дешевые. А специалистам платить надо. Реставрация стоит дорого. Но он на то и специалист, что учился этому делу".
Всегда было интересно, почему с тем баблом, что есть у людей, они не приглашают нормальных архитекторов? Почему, когда человек заболевает, он старается найти хорошего врача, а когда ему надо строить дом, он считает, что сам может нарисовать проект?
Почти всё, что было построено в городе за последние 30 лет, можно смело сносить – потомки скажут спасибо.
А что на окраинах?
(полная версия на страничке автора)
В заключение блогер говорит:
Тюмени нужно очень постараться для того, чтобы стать справедливым городом. А что такое "справедливый город"? Это город, удобный для всех. Важно, чтобы городом могли с комфортом пользоваться пожилые люди, дети и подростки, маломобильные граждане, малообеспеченные. В справедливом городе не должно быть подземных и надземных переходов, которые превращают любую улицу в полосу препятствий. В справедливом городе не должно быть маршруток, которые недоступны для пассажиров в инвалидном кресле, с детской коляской или с велосипедом, а зачастую ещё и не обслуживают льготников. В справедливом городе есть много общественных пространств, где все люди вне зависимости от их достатка и социального положения должны иметь право на комфортный отдых.
Город для машин, в который сейчас превратилась Тюмень, справедливым городом быть не может. Единственное, что в Тюмени есть человеческого – это её новая набережная, которая, как я писал вчера, сделана неправильно.
Напомню мэру Тюмени самый простой рецепт того, как сделать хороший город. Надо всего лишь сделать его удобным для бабушки. Город, удобный для бабушки (и дедушки) – это город, удобный для всех.
В целом Тюмень – очень интересный город. Если городские власти начнут привлекать хороших специалистов, то он будет одним из лучших если не в мире, то по крайней мере в России.