Способы и меры предотвращения детской смертности в связи с выпадением из окон многоэтажек были найдены в ходе круглого стола, который прошел накануне в городской администрации.
"Сегодня здесь, без преувеличения, собрался весь город, и я уверен, что вместе нам по силам найти решение. Здесь сегодня собрались и горожане, и общественные организации, и органы власти, и органы местного самоуправления, и технические специалисты, и правоохранительные органы, а также медики, психологи, управляющие компании и все те, кто не равнодушен к общей беде", – сказал, открывая круглый стол, заместитель главы администрации Тюмени Павел Перевалов.
Мероприятие получилось столь масштабным, поскольку было вызвано общей трагедией: случаи выпадения детей из окон стали повторяться с пугающей частотой. Так, только на прошлой неделе было зафиксировано три ужасных происшествия.
Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов заметил, что проблема, с которой сегодня столкнулись в Тюмени, жителей других регионов беспокоит не первый год. "Я попросил поделиться опытом коллег, уполномоченных по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, тех, кто сталкивался с проблемой раньше. Например, во Владимирской области с весны начинается оповещение населения о мерах безопасности", – поделился информацией Андрей Эдуардович.
Он подчеркнул, что ситуация характерна для всей страны. Вместе с тем, все трагедии произошли в квартирах, а за дверями жилья наступает полная юрисдикция семьи.
"Первые и главные защитники детей, отвечающие за его безопасность и развитие, родители", – подчеркнул Степанов.
Трагедии в благополучных семьях
Между тем, по словам заместителя начальника полиции УМВД России по Тюмени Дмитрия Ершова, всего в текущем году произошло девять случаев падений детей из окон многоэтажных домов. В четырех из них были зафиксированы летальные исходы, пять детей остались живы.
Первая трагедия случилась в мае, тогда из окна квартиры на 10 этаже выпал 11-месячный малыш. Участились же падения с высоты с момента наступления жаркой погоды. Возраст детей, выпавших из окна, от года до семи лет, уточнил Ершов.
"Когда дети выпадывали из окон, взрослые находились в квартирах. Родители просто отвлекались, и дети пропадали из поля их зрения, либо родители выходили в магазин и оставляли малышей со старшими детьми", – рассказал Ершов.
О благополучии семей, где произошли трагедии, говорила и Ольга Загвязинская, председатель общественной палаты Тюмени: "Это хорошие семьи, благополучные". По ее словам, родителей не привлекли к ответственности потому, что они в момент трагедии не пили в другой комнате и не гуляли где-то. При этом просмотрели детей не няньки, это случилось с родителями.
"Мы уже опоздали, надо не завтра, надо сегодня, сейчас", – призывала Загвязинская, имея ввиду информированность населения о необходимости установки безопасных оконных систем в своих квартирах. "Проходил "Стальной характер", "Фестиваль цветов", мы там сказали что-нибудь по этой животрепещущей теме? Нет. Мы опаздываем", – констатировала Ольга Анатольевна.
По всем фактам проведены проверки. В отношении родителей не выявлено никаких уголовно-наказуемых деяний, все семьи благополучные, и практически все полные. При этом достаток есть в каждой семье. По словам Ершова, в основном, это мамы, находящиеся в декретном отпуске. Также есть семьи, где возраст детей составляет два года, шесть и девять лет.
"То есть нужно доводить информацию на уровне школ", – считает Ершов.
Анализ данных о выпавших детях, показал, что их родители 1992 года рождения и младше. А значит следует проводить профилактическую работу и с молодыми родителями, уверен сотрудник правоохранительных органов.
Маленький взрослый – сейчас родитель
С ним согласились и представители детских организаций. Так, президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров Марина Бакулина предложила начинать проводить работу с молодыми мамочками еще в роддомах:
"Я бы каждой маме в роддоме выдавала минимальную информацию, где было бы прописано, для какого возраста какое поведение ребенка характерно, и каковы должны быть при этом действия родителей".
Она рассказала, что сейчас в обществе отмечается общее снижение уровня самоосознанности и ответственности молодых родителей. "Фразу про маленького взрослого, скорее, можно отнести к родителю, нежели к ребенку", – отметила Бакулина.
По ее словам, несмотря на то, что сегодня в центре мира ребенок, а мы всячески стараемся удовлетворить его потребности по развитию и развлечению, мы не умеем закрывать его базовые потребности в безопасности. По ее мнению, у взрослых сегодня высоко развит инфантилизм.
"Мы сами остаемся беспомощными детьми в вопросах семьи", – уверена специалист.
Все это ведет к отсутствию знаний о возрастной периодизации и психофизиологических изменениях ребенка.
Ребенок остается ребенком до 13 лет
Марина Бакулина рассказала присутствующим о том, что и в каком возрасте может и способен делать ребенок.
"В раннем возрасте ребенок является активным исследователем. И именно по этой причине, когда ребенок пополз, вы все с нижних полок убирайте наверх, обеспечивая тем самым ему безопасное пространство.
Детский мозг так устроен, что в первые два года жизни у ребенка активно работает только кратковременная память, поэтому как только дети теряют из вида предметы и маму, они думают, что потеряли их навсегда. Для их мозга еще не существует прошлого, настоящего и будущего, а долговременная память начинает формироваться только на третьем году жизни. До этого времени ребенок просто не в состоянии запомнить, что розетка – это опасно, что со стула можно упасть, а об плиту можно обжечься. У ребенка еще не сформировано понятие места и времени. Та же часть мозга, которая отвечает за риски и рассудительность (префронтальная кора головного мозга), созревает одной из последних. Ее созревание начинается с 13 лет.
Именно поэтому не стоит ждать от 4-летнего ребенка аналитических способностей на тему его безопасности, он физически еще не готов анализировать и прогнозировать. Он полностью зависим от родителей и в психологическом, и в физиологическом регулировании", – объяснила Бакулина.
Она настоятельно рекомендовала донести озвученную информацию до родителей всеми различными способами: через СМИ, соцсети, работу в роддомах и поликлиниках, через образовательные учреждения.
Страх – не худшее чувство для призыва к действию
Идею информированности по всевозможным каналам поддержала и директор АУ СОН ТО "РСРЦН "Семья" Елена Перминова.
К распространению информации профилактического и познавательного характера необходимо подключить и общественные организации, которые должны проводить работу напрямую с родителями, считает Перминова.
Не зазорно в этом случае и сыграть на страхе родителя, тем самым – через эмоции – побудить его к нужным действиям.
Тому, что дети залазят на подоконник и хотят открыть створку окна, есть объективные причины, говорит Перминова.
"Возраст от года-трех и до семи лет – это возраст активного познания мира. Ему все хочется узнать и потрогать. Любопытство и интерес к деталям – это ведущие качества ребенка, и то, что его мотивирует и двигает к развитию. С другой стороны, в этом возрасте уже закреплены физические рефлексы: ребенок может схватить и крепко держать ручку окна, может приложить усилие, в том числе с использованием своего веса. Но для ребенка эти действия – это всегда игра, которую он воспринимает искренне, как игровую деятельность", – поясняет директор центра "Семья".
Поэтому вся ответственность за безопасность ребенка в этот момент лежит на родителе.
"Самое главное здесь – это ответственность родителей, важно всегда держать своего ребенка в поле зрения. Все случаи выпадения детей произошли тогда, когда родители в разное время и на разные сроки отвлекались и отсутствовали в комнате, где находился ребенок", – добавила Перминова.
По ее мнению, необходимо актуализировать проблему в сознании горожан, донести до людей по-честному информацию о масштабах трагедии. "Кто-то испугается, но в этом случае страх – это тоже хорошая эмоция, он сдвинет людей, побудит к созданию технически безопасных условий", – уверена выступающая.
Среди практических советов Елена Перминова предложила обратиться к производителям пластиковых окон, чтобы те, в свою очередь, более настойчиво предлагали каждому своему клиенту приобрести при установке окон комплект замков на ручки и объясняли важность такой установки. Рассказывали бы о необходимости оснастить окна данной системой в своих рекламных кампаниях.
Мы предлагаем – они отказываются
В свою очередь Ольга Бурмакина, представитель производства по изготовлению пластиковых окон, сообщила, что их организация такую профилактическую работу ведет не первый год, однако далеко не все заказчики соглашаются на установку замков и креплений на окна.
"С 2016 года по ГОСТу все окна жилых помещений должны быть оснащены замками, обеспечивающими детскую безопасность. Наша компания посвятила детской безопасности страницу договора", – пояснила она. – При этом в документе прописано, что вся ответственность при возможном несчастном случае лежит на покупателе окон, так как он пренебрег мерами безопасности, отказавшись от установки замков на окна, – рассказала Бурмакина.
По ее словам, люди готовы подписать отказ, нежели потратить дополнительно порядка 300 рублей на установку безопасной системы.
"Мы предлагаем хороший ассортимент замков безопасности: ручки с ключом, ручки с кнопкой, детский замок на створку. С помощью немецкой фурнитуры створка открывается не поворотом, а откидывается. При этом ручка блокируется, и ребенок уже никак не повернет эту створку, только родитель откроет ее специальным ключом для придания ей другого положения. Предлагаем усиленную москитную сетку, которая ненадолго, но способна задержать ребенка весом до 8 кг от падения. Там все крепления металлические, а сетка армированная. Может, в этот момент родитель обратит внимание на своего ребенка, оказавшегося в опасной ситуации", – рассказала Ольга Викторовна.
Еще один представитель производителей пластиковых окон Андрей Кулешов предложил организациям, которые занимаются установкой и изготовлением окон, продавать клиентам не пластиковую фурнитуру москитных сеток, а металлическую.
По его словам, для изготовления рамок и креплений для москитных сеток используется дешевый пластик, который под воздействием ультрафиолета быстро разрушается. В связи с этим Кулешов предложил управляющим компаниям и другим организациям, отвечающим за управление домами, заменить во всех квартирах, где есть пластиковые окна, уголки для москитных сеток на металлические, стоить один такой набор будет порядка 50-60 рублей. Затраты небольшие, но зато эта мера предосторожности позволит выиграть хотя бы несколько секунд, которые могут быть решающими.
Безопасность должна начинаться с застройщика
Проводить просветительскую работу о концепции безопасности среди застройщиков и риэлторов предложил кандидат педагогических наук, член исполкома совета отцов при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, председатель Ассоциации семейного спорта и физической культуры Тюменской области Александр Чахонин.
"У меня следующее предложение. В современных домах должны по ГОСТу быть замки безопасности. Но мы недавно смотрели квартиру, и никаких замков там нет. А между тем, дополнительные полторы тысячи рублей с учетом этих комплектов не сыграли бы большой роли для покупателя", – заметил он.
Чахонин высказал мнение, что если застройщики не хотят вкладываться, они могут сделать дешевые аппликации с предупреждениями: "здесь нужно установить замок" или "здесь опасная розетка, нужно перенести выше".
Как это сделать позитивно, чтобы не было назидательно? Наверное, нужно подумать об онлайн-конкурсах безопасных квартир для горожан, чтобы они показывали на своем примере, высылали фото или представляли свои ноу-хау.
Такой конкурс можно провести и среди застройщиков и риэлторов: кто лучше из них заботится о безопасности клиентов. "Нам надо выходить на рабочие площадки, городские конференции и делиться опытом о том, как это все реализуется. Главное – действовать сообща", – уверен Чахонин.
Участники круглого стола предложили также обратиться у научному сообществу города, чтобы молодые ученые разработали простое в использовании и полезное оборудование, которое помогло бы родителям создать в своих квартирах, в частности, на окнах безопасное пространство.
В свою очередь заместитель председателя Тюменской городской думы Николай Романов предложил народным избранникам поработать над техническим регламентом безопасности жилья. "Мы оказались не готовы к этому. Все оборудование, которые устанавливается застройщиками, не современное. А застройщик должен предоставлять безопасное жилье", – добавил Романов.
К работе по созданию безопасного жилья помимо застройщиков должны подключится риэлторы и управляющие компании, резюмировал депутат.
Павел Перевалов, подводя итоги круглого стола, поблагодарил за откровенный разговор всех, кто пришел на встречу, и заверил, что предложенные на круглом столе меры лягут в основу нового плана по созданию безопасной для детей среды: "Сообща мы способны добиться многого. Прозвучало много мнений, тема, безусловно, очень эмоциональная. Все мнения мы очень скрупулёзно фиксируем, все прозвучавшие предложения лягут в основу нового плана действий. Хочу вас заверить, что информационная работа началась ещё до начала летних каникул. Дополнительное усиление информационной работы, мероприятия, конкурсы, мы будем проводить. Важно и дальше держать эту тему в информационном фокусе".
Между тем, все участники мероприятия сошлись во мнении, что никто не обеспечит безопасность детей дома лучше, чем мы сами.