-4° С
Все новости этой рубрики>

Великий пост: ешьте, что хотите, только не друг друга?

20 февраля 2018, 17:29 1434
У православных начался Великий пост. И хотя пища не является его смыслом, вопрос "про еду" остается самым популярным.

Отгремела развеселая Масленица со своими блинами-пирогами и разнообразными площадками. В Тюмени горожане с трудом выбирали куда же им поехать – то ли в Заречный биться за снежную крепость, то ли на Лесобазу петь частушки про валенки, или вовсе – в Ялуторовск – отведать кусок блина с трехметровой сковороды. Все закончилось. Для православных начался Великий пост. 

Этот самый длинный и строгий в православии пост еще называется Святой Четыредесятницей и напоминает о сорокадневном посте Иисуса в пустыне. Он продлится 48 дней и завершится празднованием Пасхи Христовой 8 апреля. 

Известно, что на время строгого поста из рациона исключаются мясо, рыба, молочные продукты, яйца. Не запрещены овощи, фрукты, крупяные блюда. Настоятель тюменского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Александр Верейкин напомнил, что, конечно, очень важно соблюдать пост телесный, но при этом необходимо помнить, что здоровье  человека – дар Божий и его надо беречь. А потому "подвиг поста" принимать на себя по силам.

Фразу “вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте” приписывают разным персонам. И смысл в нее вкладывают тоже разный. Одни говорят, что в еде греха нет, другие напоминают притчу, когда во время Великого поста в дом пришел путник и хозяин стал вместе с ним есть мясо – единственную в доме пищу, оставшуюся с Масленицы, дабы не смутить гостя.

А что наши славные предки, к авторитету которых мы нет-нет, да взываем, мол, вот в старые времена было вот так-то? Русский писатель Иван Шмелев в своем "Лете Господнем" так описывает начало Великого Поста:

"От "масленицы" нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.."

Очень вкусно написано, не правда? Конечно, многое зависело тогда и зависит сейчас от устоев в семье. В принципе, можно чревоугодничать даже постной пищей, если слопать в один присест, скажем, ведро вареной картошки с разносолами. 

Любые крайности нехороши, должно быть. Так, в Смольном институте девицы имели тонкие талии не только потому, что это красиво, но и от весьма умеренного питания. Как описывают документалисты:

"В посты рацион становился еще менее питательным, пишется в : на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок. Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу"

– В отношении еды, пост – не самоцель, – отметил в разговоре с журналистом Tumix священник Григорий Мансуров, настоятель Свято-Никольского храма села Кулаково. -Для чего мы занимаемся спортом? Чтобы стать сильнее. Так и пост – это попытка стать сильнее, обуздать свое тело. Современному человеку важно испытать чувство голода. Не того, когда все сводится к заурядному "хочется чего-нибудь вкусненького", а реальному чувству голода. Это тренировка воли – с одной стороны, с другой – ощущение своей слабости, как живого существа, своей смертности. Есть еще важный момент: воздержание телесное открывает нам нечто новое о себе самих. Неприятно вдруг увидеть, что ты,оказывается, раздражаешься на других людей, которые не соблюдают пост, "позволяют себе". Раздражительность, зависть – как полезно обнаружить это в себе. Потому что только так ты сможешь справиться с подобным состоянием. 

... Каждый решает сам – вступать ему на дорогу строгого  поста, или нет, а вступив – сворачивать для короткой передышки, или упорно идти вперед. Духовное наполнение поста или физическое? Возможно ли отделить их друг от друга? Едва ли.

А что говорят медики по поводу питания в Великий пост? Они рекомендуют подходит к вопросу с разумной осторожностью людям с хроническими заболеваниями. Если же принято решение исключить все продукты животного происхождения, то заменителем белка будут все бобовые, орехи, семена подсолнуха, тыквы и прочие. Немного уступают по количеству белка крупы (гречиха, овёс, пшеница), однако и они необходимы организму на этом этапе. Полезным станет потребление фруктов, меда, овощей, а также различных солений, киселей и сбитней, замороженных ягод.

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.