-2° С
Все новости этой рубрики>

"Я полезла на стену по зову": тюменская художница о стрит-арте, распятом Гагарине и черной магии нацистских графистов

15 января 2018, 19:45 4172
Мария Волкова – тюменская художница, которая пришла на встречу с Tumix.ru после двух или даже трех строек – насыщенные дни мастера стрит-арта. Да, застройщики сегодня активно приглашают художников к сотрудничеству – роспись стен высоток, подъездов, парковок настолько востребована, что мастера работают даже зимой. Мы поговорили с Марией о стрит-арте, граффити, распятом Гагарине, нацистской символике и о том, что такое – "забраться на стенку по зову".
Фото: Оксана Старикова / Мария Волкова

Универсального рецепта счастья нет, и кто они – эти счастливые люди – нам неизвестно. Но вот мы с Марией Волковой сидим в ресторане "Счастье", и Мария, кажется, светится от счастья. Просто так – потому что сама по себе открытая и восприимчивая к позитиву. Хотя вещи, о которых Мария упоминает в интервью, серьезные и даже болезненные. Например, поджог старинного особняка купца Жернакова, акция повешенных на "муравейнике" и страх, который можно побороть только экстримом. 

– Мария, есть ли отличие стрит-арта от граффити, и правильно ли я ставлю ударение на второй слог?

Вообще, стрит-арт – это культура, предполагающая некоторый резонанс и свободу мышления, а граффити – часть стрит-арта: художник выражает себя в рамках уличного пространства с помощью графических символов, шрифтов. Граффити может заниматься любой человек, а вот настоящим стрит-артом нет, потому что до этого нужно дорасти. Ведь идея, воплощенная на фасаде, требует большей практики и более широкого кругозора. Расписанный фасад становится чем-то вроде среды обитания идей, а это в свою очередь определяет качество бытия с точки зрения культуры.

– А если я написала на заборе неприличное слово из трех букв, я могу сказать, что это мое граффити? 

Несмотря на комичность ситуации, это можно считать граффити, так как эти три буквы тоже будут являться способом самовыражения художника. Просто нужно понимать, что, как и любая другая деятельность, граффити может быть как хорошим, так и плохим, оскорбляющим.

– Мария, вы слышали, что тюменские спасатели пригласили белорусского художника расписать стену пожарной части. Не кажется ли вам странным сам факт, что для работы был выбран мастер из-за рубежа, а не кто-то из местных ребят? У нас что – рук не хватает?

Я считаю, что это свобода. Чем больше народу привлекается в Тюмень, и чем мастера разностороннее, тем это лучше для нашего города – это повышает уровень Тюмени в глазах других, делает нас привлекательнее. Так что наоборот – я "за"! Один из плюсов – общение. А вот о ревности речи не идет, потому что мне, например, не жалко – стен в городе, которые можно было бы расписать, так много, что на всех хватит. Пусть хоть полгорода распишут. Главное, чтобы это нравилось местным жителям. Система ведь не должна быть закрытой – не будет никакого развития.

Мария Волкова утверждает, что тюменцы совершенно по-разному относятся к уличному искусству. За свою карьеру "уличного художника" Мария не слышала аплодисментов, но слова одобрения и восхищения случайные зрители говорили часто. Однако 10 человек из ста  отрицательно реагируют на происходящее. "Иногда говорят, что  вы здесь малюете? – смеется Мария. – Особенно, когда мы делаем на асфальте 3D-рисунки.

Нас спрашивают: "Что вы портите дорогу?" Во-первых, такого рода рисунки просматриваются с определенной точки. С другого же ракурса они могут выглядеть, как цветная каша, и люди просто не понимают, зачем на этой территории нужны непонятные пятна. Но я считаю, что дело в другом. Когда человек находится в негативном эмоциональном состоянии, для него любой повод является толчком для выражения раздражения – красная тряпка для быка. И это нормально. Хорошо, что негативщиков немного".

– Мария, вы "воруете" чужие идеи?

Да, выражение "Кради как художник" как никогда актуально. Вы назовите хотя бы одного художника, который придумал что-то современное и свое. Есть мнение, что даже у Шекспира и Пушкина все сюжеты заимствованы. Каждый просто обрабатывает информацию через призму своего восприятия. Ни сама идея, ни сюжетная линия, ни даже какой-то вывод не являются новыми. Новая – форма подачи материала, благодаря которой смысл быстрее и легче доходит до сердца зрителя.

Мария признается, что не считает себя мастером – "Многое нужно еще узнать и придумать". По ее мнению, когда ты отрываешься от обычного холста, выходишь за рамки станковой графики и живописи, то становишься похожим на ребенка. "Во-первых, это боязнь публичности, ведь рисунок на фасаде нельзя скомкать и выбросить. Это момент некоторого внутреннего психологического экстрима, – говорит художница. – Твое творчество уже становится спектаклем, так как ты начинаешь взаимодействовать с людьми, с прохожими. Ты поднимаешься на высоту девятого этажа, и тебе могут что-то громко крикнуть. Это пугает и восхищает одновременно. В этом моменте есть и страх, и какое-то удовольствие".

– Вы работали в типографии дизайнером. Когда решили поменять что-то в своей жизни?

Раньше, да, я работала графическим дизайнером – по профессии. Верстала книги, журналы, рекламные листовки и буклеты. Однако в определенный момент поняла, что мне это не нравится. Мне не нравится заполнять пространство рекламными лозунгами – тесно. К тому же, это не та информация, которую я бы хотела передавать очень широкому зрителю. Для меня самая широкая аудитория – это все-таки улица. Поэтому я "пошла" на стенку. Теперь стараюсь делать свои работы более интересными и более одухотворенными, потому что если человек будет читать только про "ешь-покупай", то и культура будет какой-то низкопробной. Зачастую реклама нацелена только на животные инстинкты, а мне важно – как родителю и как просто человеку, который живет в такой большой и интересной стране, – вносить свою образовательную лепту.

– И этого можно добиться с помощью стрит-арта?

На все сто процентов! Почему? Стрит-арт ненавязчиво объясняет людям, в какой хорошей стране и в каком замечательном городе мы живем. У нас потрясающие соседи, земля вокруг полна цвета и света. Эти рисунки на фасадах, например, могут приводить человека к таким позитивным мыслям, и это можно сделать даже просто раскрасив стену яркими лоскутами. Не нотациями, не упреками, не рассказывая, что такое хорошо, а что такое плохо. Никаких лозунгов! Просто мы немного меняем среду обитания человека, делая ее лучше...

Мария Волкова убеждена, что большая картинка воздействует на человека магически. "Магия большой картинки уже в ее размере. Человек как бы попадает в это пространство – внутрь рисунка. Об этом воздействии знали древние египтяне, например, когда строили огромные пирамиды. Большие размеры могут зацепить человека, а если еще и ты их создал, то это неописуемое чувство. Ты – маленький человечек, который смог воплотить в жизнь что-то грандиозное".

– Мария, люди всегда задумываются, как вы можете наносить огромные рисунки на стены. Трудно же находиться в одном положении, это чревато физическим дискомфортом...

Даже лежа, бывает, если речь идет о росписи потолков. Конечно, наша работа требует определенной физической подготовки. Сейчас я хожу на акробатику, но до этого у меня уже была небольшая практика скалолазания. Кроме того, делаю зарядку по утрам, иногда катаюсь на лыжах. Там, наверху, опасно, так что тонус обязателен.

– Голова может закружиться…

Это все преодолимо, ведь когда работаешь, ты перестаешь об этом думать: тело просто начинает действовать так, как нужно. Потому что есть сверхзадача, и ее нужно выполнить. Ну и что, что высота? Ну, зацепился, пристегнулся. Там ты настолько увлечен своим делом, что тело позволяет выполнять невыполнимые на первый взгляд команды. Я не знаю, что это за существо – человек. Он может испытывать страх, а через пять секунд танцевать на этой высоте.

– Но ведь не каждому дано рисовать огромные картины. Одно дело работать в формате А4, другое – рисовать что-то невероятно масштабное.

Когда мне было 16 лет, я встала на горные лыжи, но не смогла спуститься со склона, потому что было жутко страшно. Но потом, уже ближе к 30 годам, у меня был совсем другой взгляд на жизнь. Это уже после прыжков с парашютом. Появилась мотивация, исчезли страхи. Когда позволяешь себе жить, позволяешь любить свое дело, начинаешь понимать, как это важно – высвободить свой потенциал.

Да и в целом, как ты можешь реализоваться, как художник, если боишься? Надо преодолевать свои страхи регулярно. Мы, например, с другими художниками делаем спортивные "вылазки", регулярно тренируя свой вестибулярный аппарат и побеждая страх высоты. Нам нужно рисковать, но делать это, необходимо, конечно, с умом.

– У вас нет желания выступать в цирке?

Пока нет! (смеется) Я и так, как в цирке, как на арене.

По словам Марии, в жизни каждого художника наступает момент, когда человеку требуется побыть одному. Кроме того, Мария акцентирует внимание на рабочем месте, которое, по ее мнению, должно быть чистым. "Желательно стены в мастерской сделать белыми, чтобы не было никаких раздражителей. Есть художники, которые делают из своей мастерской выставочный зал, демонстрируя свои работы. Но я так не делаю. Место для думания должно быть чистым, без лишних деталей. Творческому человеку очень легко отвлечься и очень трудно вернуться к своим мыслям, чтобы доделать начатое".

– А как вы работаете на улице в холода?

Мы сооружаем тепловой контур. Строится такая нехитрая конструкция в зависимости от высоты здания, а после затягивается специальным полупрозрачным полиэтиленом, ставится тепловая пушка. Главное, чтобы в тепловом контуре было градусов 13-15 градусов, чтобы нормально сохла краска. Нам-то в Тюмени разве можно бояться холодов? Вот на севере люди в каких условиях рисуют, а там, между прочим, стрит-арт более востребован. Потому что у нас есть деревья, кусты, цветы, травка. А у них это все в дефиците – нет разнообразия. Северяне хотят изменить ощущение пустоты, поэтому регулярно расписывают фасады и интерьеры. Мы тоже ездили на север для реализации больших проектов – расписывали сады для детей. У нас за плечами три сада-интерната.

Слушая Марию, я невольно подумала, что все художники – бесконечно добрые и позитивные люди, как и моя собеседница. Однако Мария придерживается иной позиции. По ее мнению, все абсолютно индивидуально. "Момент борьбы добра со злом в мире художников можно наблюдать в большем проявлении, – говорит Мария. – Есть гениальные художники. Вот, например, кто из художников делал всю графическую информацию нацистов? Как это могло ослепить такое количество людей! Это надо быть очень подкованным, очень талантливым человеком, чтобы с помощью плакатов зарядить негативом такое количество народа. Ведь это черная магия, да? Это черный талант. Но он работает. А картины Пикассо? Их ведь понимают люди разных языков и вероисповедания!"

– Мария, а как стоит относиться к творчеству таких художников, как, например, Александр Жунев, нарисовавший распятого Гагарина? Не слишком ли это дерзко?

Полагаю, что такого рода творчество скорее хорошо, чем плохо. Все зависит от того, что вы в нем увидели. Потому что Александр Жунёв – это чистейший человек, нравственный. Такие образы, как распятый Гагарин, обычно застают нас врасплох. Это провокация. Это напоминает о том, что мы забыли своих героев, что в какой-то момент истории нам стало на них наплевать. Нам стало важнее заработать побольше денег. И потом, тут момент примирения со своей историей: образ Христа, образ советского героя – трагичность этих образов.

Фото: zavtra.ru

Вы же знаете, что обе эти исторические личности погибли в довольно молодом возрасте. И вовсе необязательно сразу кричать, обвиняя художника в кощунстве: "Позарился на святое! Ты оскорбил и православных, и коммунистов. Всех оскорбил, плохой ты человек". Наверное, надо просто задуматься, что, возможно, пора воскресить все это.

Просто такой прием наиболее понимаем многими поколениями. Правда, сейчас есть такие люди, которые ничего подобного не распознают – целый пласт населения вообще не в курсе, что было в советское время, кто такой Гагарин и когда он летал в космос. А вдруг этот уличный стрит-арт Жунева подтолкнет их залезть в интернет и узнать, что это за герой? Я считаю, что такие люди, как пермский художник Жунев, показывают уровень культуры города.

– В Тюмени есть провокационные уличные художники?

Я не могу так сказать навскидку. Была одна провокационная акция про 4 повешенных на "муравейнике". Я не буду говорить об авторе, так как думаю, что лучше человека не трогать. Это выражение не нарушило общественного порядка, не было никакой порчи имущества. Человек просто хотел донести свою идею до остальных тюменцев. Я тогда сразу сказала, что акция преждевременна, потому что у нас пока нет понимания такого рода проявлений творчества.

– Допустимо ли рисовать на памятниках архитектуры или это будет приравнено к вандализму?

Как суперидея, почему бы и нет. Можно выполнить реконструкцию и нанести рисунок на новую поверхность. Но, по мне, трогать памятники архитектуры – это не совсем этично, так как они самодостаточны и не нуждаются в корректировке современного художника. 

На улице вечереет, и свет в ресторане "Счастье" становится чуть приглушеннее. Мария пьет ароматный американо. Мы говорим о студенческих ее пленэрах и о старых деревянных домах Тюмени, которые они писали. Теперь многие из этих зданий остались жить только на холстах и рисунках. Это, признается Мария, очень грустно.

"К слову, о памятниках архитектуры. Когда сгорел особняк Жернакова, случайно наткнулась на разношерстные комментарии в сети. Кто-то выражал огорчение, действительно переживая о потере, а кто-то говорил, что так и надо – пусть горит это старье, которому давно пора на свалку. У людей нет понимания, что это сгорела частичка нас – как будто мы потеряли своего близкого родственника, дедушку. Каждая деталь, выпадающая из общей картины, меняет нас внутри. Как только нас обрубают, мы становимся другими – людьми без истории. Но как без истории жить? Нет никакой гордости, нечего вспомнить, не о чем погоревать. И уже человек не человек, а машина по зарабатыванию денег. Когда такие вещи, как этот дом, пропадают из общей картины мировоззрения, то человек теряет кусочек своего сердца, своей души".

Мария Волкова, к слову сказать, является арт-директором сразу двух проектов – "Цвет города" и "Груша". Мария занимается разработкой эскизов на различные тематики – в зависимости от пожеланий заказчиков и своих интересов, – а также поиском людей в команду. В Тюмени, по признанию Марии, не так уж и много художников, которые могут рисовать в условиях улицы: нет школы и, возможно, личной заинтересованности. К тому же, девочкам, как говорит Мария, намного тяжелее (физически, в первую очередь), однако если девчонка заберется на стену, то ее оттуда никакими силами не снимешь.

– Можно ли сказать, что ваши проекты – это такие стартовые площадки для художников?

Да, безусловно. Вот нет никакого строгого: "Ты работаешь только  с нами и никуда больше не идешь". Наоборот. Человек здесь получил опыт, мы все получили удовольствие от этого взаимодействия. Каждый наполнился чем-то новым, у художника портфель стал богаче. Иди дальше! Работай! Никакой зависти и ревности! Это не стройка, а творческий процесс. Чем больше у тебя навыков, чем больше работаешь, тем более ценным игроком становишься. Значит, тебя можно привлекать и на другие проекты.

Телефонный звонок нарушает идиллию – Мария говорит, что ей пора. С огорчением художница отмечает, что на базе творческого объединения "Груша", где она является арт-директором, нет постоянной школы – только мастер-классы. "Некогда, – признается моя собеседница. – Ведь что такое преподавание? Это призвание. Да и я не знаю, есть ли в Тюмени мастера по фасадам, которые готовы преподавать!" На вопрос же, мешают, или способствуют работе журналисты, Мария сразу говорит, что, конечно же, способствуют. "А иногда и включаются в процесс. Это же момент популяризации. Мы заинтересованы, чтобы о нас говорили, чтобы нас знали, чтобы к стрит-арту относились иначе, чтобы люди принимали это как естественный процесс, а не спрашивали "что вы здесь малюеете?".

Примечание: ресторан "Счастье"- ресторан любимых блюд и простого человеческого счастья! Режим работы: вс.-чт.: 11.45 – 00.00 и пт.-сб. : 11.45 – 2.00. Адрес: Республики, 65, ТРЦ "Калинка", 2 этаж. Тел.: 666-111. Здесь можно ознакомиться с меню заведения. Редакция Tumix.ru благодарит ресторан "Счастье" за гостеприимство!

Беседовала Оксана Старикова
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.