-5° С

Партнерство в бизнесе: заведомый провал или нужные друг другу люди

9 апреля 2018, 15:31 653
Партнерство и дружба в бизнесе, смена направлений и более выгодные предложения – тема нашего следующего материала в рамках публикаций о малом бизнесе.

В рамках рубрики PROДЕЛО, вы узнаете о тюменцах, которые с "нуля" начинали свой бизнес, о возможностях и перспективах самостоятельного плавания, а также о подводных камнях, на которые нередко натыкаются новички.  Мы будем рассказывать не только о тех,  кто успешен и доволен результатом своих трудов, но и о тех, кто не рассчитал свои силы и прогорел.

Денис Качулин и Василий Лукьянов зарегистрировали  креативную компанию "PRIMETIME" в далеком 2005 году. В дальнейшем, фирма доросла до собственного производства и в 2014 году была преобразована в рекламно-производственную компанию "ПраймПринт".

Но мы попробуем "танцевать от печки", когда два школьных товарища только-только начали свой бизнес дома на двух древних компьютерах.

От подоконника до собственного цеха

"Мы очень долго работали дома у Василия, буквально на подоконнике. И, по сути, были только посредниками между заказчиками и исполнителями. Мы набирали заказы и везли их в типографии или другие компании, а потом просто отдавали готовую продукцию", – объясняет Денис.

Первыми клиентами "PRIMETIME" стали фирмы, в которых до ухода в бизнес трудился Денис: "Я долгое время работал в отделе маркетинга МТС, а потом был директором по маркетингу в ЭР-Телеком. Проработав в этой сфере довольно долгое время, я знал в подробностях – какая рекламная продукция пользуется спросом, что нужно печатать, где и за какую цену. Естественно, когда я ушел, мне было легко "забрать" с собой две эти фирмы, так как на тот момент я оставался с бывшими коллегами в дружеских отношениях".

Однако начинающие бизнесмены быстро смекнули, что на простом посредничестве много не заработаешь, и понемногу начали переходить к производству. К тому же у Василия были нужные для этого навыки, так как помимо диплома "связи с общественностью", была и техническая специальность, полученная в колледже связи, информатики и управления.

"Мы отлично дополняли друг друга, работая вместе. Вася понимал, как соединяется цепь электродов, его интересовала работа станков и устройств, я мог спокойно находить клиентов, разбирался в бухгалтерии и документообороте", –  вспоминает Денис.

Сначала ребята делали и продавали сайты для других компаний и потихоньку стали покупать собственное оборудование под печатную продукцию. Росла клиентская база, появились крупные заказы, росли и запросы фирмы. Уже нужен был офис и свой цех. Ребята собрали команду, набрали сотрудников в отдел продаж и работников в цех, осталось только расти дальше. Но кризис 2008-2009 годов заметно ударил по рекламным бюджетам заказчиков, и, соответственно, у "PRIMETIME" тоже упали объемы. "Мы были вынуждены отказаться от большей части персонала, оставив только рабочие руки, а под большие заказы привлекали сторонних людей на какие-то разовые работы. Но в то же время кризис нас подтолкнул к поиску новых идей", – вспоминает Денис.

Госконтракты, другие проекты и новый кризис

Предприниматели решили переориентироваться на госконтракты. "В то время еще не было электронных площадок. Мы отправляли письма почтой. Тем не менее, смогли набрать госзаказов, и в какой-то момент полностью отказались от привлечения новых юридических лиц в качестве клиентов, работали с частниками только, если они приходили к нам сами", – рассказывает Денис.

Выход на крупные контракты предполагал большие производственные мощности, поэтому бизнесмены докупили оборудование, расширили спектр услуг, вышли на широкоформатную печать. Снова набрали команду и переехали в новый офис, арендовав под производство большой цех.

Начало второй волны кризиса в 2014 году уже в производственной компании, которая имела свои мощности, Денис и Василий со своей командой переживали не так остро, так как уже плотно "сидели" на госзаказах. Хотя какой-то объем работ снова потеряли, так как с того времени многие федеральные сети перестали распределять бюджеты на рекламу по регионам, а заказывали всю продукцию большими объемами в головной компании, рассылая потом один заказ по сетям на все регионы.

Примерно в это же время Денис стал отдаляться от дел в рекламной компании, все свои силы и свободные средства вкладывая в новый проект по открытию радиостанции в Сургуте, Нефтеюганске, Тобольске, а затем и в Тюмени.

"Это действительно был бизнес с нуля и я уже с другим партнером вкладывал в него деньги для раскрутки. А поскольку  новый проект был лично для меня более рентабельный, чем рекламное агентство, я начал больше внимание уделять ему. Правда, в дальнейшем мне все же пришлось продать свою долю радиостанции, так как у меня поменялись жизненные обстоятельства и поступило предложение уехать работать в Москву", –  рассказывает Денис.

Передышка или конец истории?

Что же касается бизнеса в рекламной сфере и работы в "ПраймПринт", в 2016 году Денис и Василий ударили по рукам, Денис передал все дела другу и отошел в сторону. Василий же проработал в этом бизнесе и как владелец, и как руководитель еще около года.

По мнению Василия, бизнес начал "хромать" с 2015 года и причина не в какой-то одной проблеме, а скорее в цепочке событий, которые позднее и привели к закрытию. "В 2014 году мы были уверены в своих силах и приняли в штат большое количество сотрудников, соответственно, в 2015 году налоговая служба, пенсионный фонд, фонд социального страхования предъявили нам суммы, которые мы должны были заплатить за устроенных у нас людей. Размер выплат во все эти госструктуры был впечатляющим. Второй ступенькой вниз стала поломка одного из крупных станков в цехе, а со скачком доллара стоимость детали, которую нужно было заменить, увеличилась вдвое. Кроме того, на этом фоне у нас вновь сократились заказы, а те, что остались, стали заметно экономнее", – рассказал он.

В итоге, в 2017 году предприниматель вывез все оборудование на арендованный склад, а сам устроился руководителем отдела в крупную рекламную компанию.

"На данном этапе своей жизни я не могу сказать, что "ПраймПринт" закончил свою историю существования. Юридически компания действует, оборудование остается при мне, поэтому теоретически все можно возродить. Но сейчас я чувствую, что нужна передышка. Компания, в которой я работаю сейчас, это тоже хороший опыт для меня в плане развития. Тем более что как наемный работник, я освобожден от мыслей о налогах, зарплатах, поиске клиентов и тотальном контроле всего, что происходит в моей организации. Сейчас я могу заниматься только своими прямыми обязанностями и в этом большой плюс. Это своего рода отдых от тех забот и той ответственности, которую влечет за собой собственный бизнес", – подытожил разговор Василий.

Кстати, Денис сейчас живет и работает в Москве. Причем первые полтора года после переезда он также отдыхал от предпринимательства и работал только наемным сотрудником. Сейчас Денис совмещает фриланс с официальной работой и периодически берет частные заказы в области маркетинга.

Мария Чмиль
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.