-5° С

Маленький бизнес для лучших людей: по одежке протягиваем ножки?

22 марта 2018, 15:15
Городской портал Tumix начинает серию публикаций о малом бизнесе в Тюмени. О том, как представления о безоблачном взлете в бизнесе, разбиваются о суровую действительность рассказывает наша первая героиня Яна Нетребовская.

В рамках рубрики PROДЕЛО, вы узнаете о тюменцах, которые с «ноля» начинали свой бизнес, о возможностях и перспективах, которые дает бизнес и о подводных камнях, на которые им пришлось наткнуться.  Мы будем рассказывать не только о тех,  кто успешен и доволен результатом своих трудов, но и о тех, кто не смог удержаться на плову, не рассчитал свои силы и прогорел.

«Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что в начале пути, у самых истоков своего бизнеса, многое делала неправильно», - так самокритично начала разговор владелица магазина детской одежды.

Наша встреча проходила в ее бутике как раз в момент прихода товара, и Яна вынуждена была отвлекаться от разговора на раскладку, сортировку и развеску. А я, наблюдая за ее работой, ловила себя на мысли, что эта девушка любит то, что делает, это было видно даже по ее движениям.

- Нет, безусловно, я ни о чем не жалею, и в принципе добилась желаемого. Но если бы мне тогда, шесть лет назад, показали, что меня ждет, дали бы возможность взглянуть на плоды моих трудов не очаровываясь призрачными перспективами, а спокойно оценить все риски, второй раз я бы не прыгнула, не хватило бы духа, - продолжает разговор Яна.

Задумываться о своей деле Яна начала еще в декретном отпуске, о котором вспоминает с ностальгией. Причем эта грусть не сколько по утраченному времени, столько по внутренним ощущениям, по эмоциям, которые тогда переполняли.

- Вообще я заметила, что переосмысление жизненных ценностей у женщин происходит именно в декрете (смеется). Видимо, в это время есть возможность оторваться от рутинных дел и посмотреть со стороны, что ты делаешь и куда ты идешь. А у меня перед глазами всегда был пример моей мамы, которая много лет весьма успешно занималась своим делом. Я смотрела на нее и мне тоже хотелось свободы, самостоятельности, хотелось не быть привязанной к рабочему графику с 9 до 18.

Но были и высокие цели, как без них в бизнесе. Хотелось дать если не миру, то горожанам  то, чего у них еще не было. Я сама не могу носить вещи из синтетики, в одежде для мне на первом месте всегда натуральность тканей. И для своего ребенка я тоже хотела вещей хорошего качества, но при этом красивых. Так родилась идея открытия детского магазина с товаром из органического хлопка и бамбука. Одежду такого качества шила на тот момент английская марка и именно на ней я и остановила свой выбор, еще было немного Бразилии и Германии. Но в Англию я тогда просто влюбилась: качество, дизайн, крой, расцветка – все было на мой взгляд идеально.. «Такие вещи нельзя не купить», - думала я, и даже использовала одну из торговых марок в названии своего бутика: Natures Purest baby.

Уверенность – хорошо, самоуверенность - плохо

Первый магазин Яна открыла в 2012 году. Но эйфория от свершений вскоре сменилась  первым разочарованием. Не просчитав риски, не проанализировав спрос, не проведя хотя бы минимальное исследование рынка, начинающая бизнес-леди наделала ошибок. А  главное, что было сделано не так, как признается сама предприниматель, это чрезмерная самоуверенность. Правда, на тот момент она так не считала – еще бы, ведь она хотела заниматься качественной одеждой для лучших в мире людей – детей.

- На деле оказалось, что в вещи, которые я выставила на продажу, была влюблена только я, ну и может еще пара-тройка человек, которые впоследствии стали постоянными покупателями. Остальные посетители моего небольшого бутика были не в таком большом восторге от коллекцией, в котором прибывала я: в качестве ткани ничего необычного не видели, дизайн не устраивал, а расцветку многим хотелось поярче. Меня же все эти высказывания обижали, я слишком близко к сердцу воспринимала критику, и в этом тоже была ошибка.      

Вместо того, чтобы прислушиваться к мнению покупателей, подстраиваться под их предпочтения, Яна пыталась приучить заходивших в ее магазин людей к своему вкусу и навязать им свое мнение о качестве и составе ткани.  

- А людям это было не нужно. Они искренне не понимали - почему за совершено обычный и невзрачный, по их мнению, комплект для новорожденного они должны заплатить немаленькие деньги. А то, что состав ткани этого комплекта никогда не вызовет аллергии у малыша, ему будет в нем удобно и комфортно, понимали единицы.

Хорошее место – главный козырь

По словам самой хозяйки магазина, ошиблась она и в выборе места для размещения торговой точки и опять же здесь злую шутку с ней сыграла самоуверенность. По ее мнению, люди должны были пойти к ней, невзирая на проходимость самой торговой площадки.

То, что проходимость является одним из главных источников дохода Яна поняла уже через несколько месяцев после открытия магазина, но переезжать сразу было затратно, да и подходящее место, которое бы соответствовало всем требованиям и пожеланиям нашлось спустя время. Поэтому решилась на переезд девушка только через полтора года. Хотя  ее настойчивость и принесла свои результаты. За это время Яна обзавелась небольшим кругом постоянных клиентов, которые и пошли за ней в новое место.

- Переехав, я воспряла духом, поняла, что такое торговля, когда через твой магазин действительно проходят люди и не один-два человека в день. Вскоре наняла продавцов, а сама занималась только организационными моментами.

Дела шли хорошо и Яна решилась на открытие второго магазина. И снова наделала ошибок. Вторая торговая точка была не в каком-то другом месте, а по соседству с прежней, то есть новая локация не захватила свежей аудитории и, соответственно, не принесла ощутимой прибыли. Были лишь затраты на ремонт (пусть и косметический), оборудование и товар, который впоследствии пришлось вмещать в один бутик. Второй магазин был закрыт через несколько месяцев после открытия и не только из-за неправильного размещения, но и из-за размолвки с партнером по бизнесу.

- Никогда не начинайте бизнес с партнером, тем более на равных условиях, это верный пусть к провалу. Возможно, делай я все сама, исход был бы другой, - говорит Яна. - Почему изначально не открыла магазин самостоятельно? Ответ прост: не было денег. Вообще, стыдно признать, но за шесть лет в бизнесе я не накопила на второй магазин, более того, не смогла заработать и на какие-то крупные покупки, такие как квартира или машина. И, да, отчасти в этом виновата сама. Нужно было активнее продвигать свой товар, не скупиться на рекламу, работать, работать и еще раз работать. Но я не отдавалась бизнесу всецело, сначала совмещала его с одним декретным отпуском и уходом за ребенком, потом со вторым декретным отпуском.

Кризис бизнесу не всегда помощник

Мешали развитию и росту бизнеса не только субъективные факторы, но и ухудшающаяся экономическая обстановка в стране. В 2014 году грянул экономический кризис и товаром с чеком «средний+» стало торговать сложнее. Люди стали экономить, ужались в бюджете и уже не могли себе позволить покупать то, что не считали необходимостью. Переориентироваться пришлось и Яне: иностранные марки с вещами из органического хлопка потеснились и уступили место отечественным производителям.

- Кстати сказать, наши - молодцы. Курс на импортозамещение пошел на пользу российскому производителю, некоторые компании стали выпускать хорошую линейку детских вещей, достаточно конкурентоспособную. Конечно, она не сравнится с европейской и еще есть куда расти, но в любом случае, я смогла найти для своего магазина товар, который было бы не стыдно продавать.

Среди прочих трудностей, которые еще предстоит преодолеть Яне и ее бизнесу – это все увеличивающееся бремя обязательных платежей в казну государства. Год от года растут отчисления в пенсионный фонд, затрат добавит и нововведение, связанное с установкой до 1 июня 2018 года онлайн-касс.

- Я не попадаю под отсрочку по онлайн-кассам, так как содержу в штате официально устроенных работников, поэтому мне придется уже к лету этого года изыскать из прибыли средства, а это порядка 50 тысяч рублей, на установку нового аппарата, а потом еще тратить на его обслуживание около 10-15 тысяч рублей ежегодно. Для моего бизнеса это существенные расходы.

Несмотря на все трудности, через которые прошла наша героиня, и с которыми ей еще только предстоит столкнуться, она не собирается бросать начатое, так как оно для нее стало по настоящему своим и любимым.

Советы от Яны:

Перед тем как планировать свое дело, оцените спрос на предлагаемую продукцию. В своих мечтах мы думаем, что придем и взорвем рынок, а в реальности натыкаемся на потребителя, у которого свое мнение о прекрасном и свой размер кошелька.

Всегда собирайте команду из профессионалов. У вас может быть крутой бизнес-проект, прекрасно налаженное производство и отличная точка локации, но все может испортить один некомпетентный сотрудник, при том его должность не имеет значения.

Любите свое дело. Если человек горит своей идеей, видит в ней свое будущее, а не просто один из способов заработка, пусть не сразу, но у него обязательно все получится. 

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.