+5° С

Пять лайфхаков эффективной презентации от Вячеслава Варлакова

18 января 2017, 14:21 695
В последнее время большинство выступлений сопровождаются слайдами, видеосюжетами и прочими мультимедийными фокусами, подаренными нам компьютерным миром. Понятие «презентация» переживает очередной ребрендинг.
бизнес-тренер, эксперт в области временных затрат

Лет двадцать назад это слово  воспринималось, как представление чего-то нового: нового торгового центра, новой книги, новой модели автомобиля. Сегодня «презентация» все чаще и чаще ассоциируется с набором слайдов, сопровождающих чьё-то выступление. Да и понятие «слайд» в недалеком прошлом было больше похоже на пластиковую рамочку с кусочком фотопленки внутри, нежели на картинку на экране. Сегодня выступления с презентацией – это целое шоу.

Кто хоть раз видел, как Стив Джобс рассказывает о новом продукте, или Ханс Рослинг объясняет демографическую ситуацию на планете, поймет меня с полуслова. Но! К моему большому сожалению, многие спикеры не утруждают себя подготовкой к выступлению перед публикой с использованием элементов визуализации. Друзья, помните о том, что презентация может либо усилить эффект выступления оратора, либо напрочь убить интерес как к выступлению, так и к спикеру. Ваша презентация может стать либо эффектной и эффективной, либо скучной и незапоминающейся.

Эффективной её можно назвать, если люди запомнили ЧТО вы говорили, эффектной – КАК вы это делали. Безусловно, навык подготовки презентации и выступления с ней – это целое искусство. Если данный навык лет двадцать назад был необходим небольшому кругу людей, то сегодня его необходимость возникает практически у каждого школьника. Не буду пытаться в двух словах объяснить, как сделать презентацию эффектной и эффективной, потому что это нереально. Перечислю несколько своих правил подготовки презентации и выступления с ней. Естественно, для каждого из них есть свои исключения. Итак, моя великолепная пятерка:

Правило первое. Не читать с экрана. Люди сами могут это сделать. Экран – это не шпаргалка вашего выступления. На нем должно появляться только то, что будет подкреплять ваши слова. Ваша задача – возбудить интерес к той информации, которую вы хотите донести. Вспомните, что чтение выступающего по бумажке никогда не увлекало вас как слушателя. Если только это не был Михаил Жванецкий. Не забывайте, что ваше чтение с экрана может быть воспринято как низкий уровень вашей подготовки к данному конкретному выступлению, либо низкий уровень квалификации в той теме, о которой вы рассказываете. Исключение: с экрана лучше читать только в том случае, если вы хотите акцентировать внимание слушателей на чем-то конкретном.

Правило второе. Не выводить на экран то, о чём пока не собираетесь говорить. Представьте первый абзац романа Агаты Кристи: «Убийство, потрясшее в начале века весь Лондон, и виртуозно раскрытое Эркюлем Пуаро, было совершено простым плотником Джоном, работавшим…» Если вы собираетесь детально поведать публике 10 способов, позволивших вашей компании в течение года заработать 100 миллионов рублей, не надо все десять способов сразу показывать на одном слайде. Вы еще не успеете завершить рассказ о первом, слушатели прочитают все 10, интерпретируют их «со своей колокольни» (семантические барьеры никто не отменял) и будут между собой обсуждать, как их применить у себя в компании. Исключение: сложные элементы визуализации (формулы, графики, таблицы). Но даже их при желании можно поэтапно выводить на экран.

Правило третье. Не стоять перед аудиторией боком или спиной. Вы вышли перед публикой, чтобы поведать им о чем-то интересном и полезном. Когда вы стоите боком или спиной, у людей может сложиться мнение, что вы либо готовитесь читать с экрана, либо тема выступления вас увлекает больше чем общение с аудиторией. Кроме того, в таком положении вам будет не просто следить за реакцией слушателей. Исключение: моменты вашего выступления, когда вы акцентируете внимание людей на элементах визуализации.

Правило четвертое. Не планировать презентацию по времени «от» и «до». Это правило относится к любому выступлению, как с презентацией, так и без неё. Все очень просто – в любом выступлении есть свои «вводные». Вопросы из зала, технические заминки и прочие факторы иногда беспощадно поглощают время вашего выступления. Крайне не интересное зрелище, когда спикер, в конце выступления глядя на часы начинает перелистывать слайды. Пытаясь при этом вместо длительного рассказа одной фразой объяснить содержимое слайда. Исключение: четко регламентированные выступления (доклады), не предусматривающие дискуссий и вопросов по ходу выступления.

Правило пятое. Не заучивайть текст выступления и последовательность слайдов. Текст лучше запоминать в тезисном варианте. А вот цитаты, формулировки и прочие элементы, требующие точности восприятия, лучше выучить наизусть или иметь перед глазами. Не забывайте, что практически любое выступление – это импровизация. Последовательность слайдов (раскадровку) вашей презентации можно иметь под рукой. Исключение: короткие выступления с небольшим количеством слайдов и обязательным условием дословной точности передачи информации. И в завершение. Всегда имейте «пару тузов в рукаве». Дополнительная информация по теме вашего выступления в качестве бонусов должна быть наготове. Одевайтесь так, чтобы вас слушали, а не рассматривали. Спикерами не рождаются. Учитесь, готовьтесь, практикуйтесь! Совершенствуйтесь! Читайте и перечитывайте книги, смотрите и пересматривайте выступления (и не только свои). Смотрите выступления на форуме TED. Прочитайте «IПрезентация» (Кармин Галло), «Презентации в стиле TED» (Кармин Галло), «Выступления в стиле TED» (Джереми Донован), «Мастерство презентации» (Алексей Каптерев), «Презентация в стиле Дзен» (Гарр Рейнольдс).

Научиться делать презентации как Ханс Рослинг и выступать с ними как Стив Джобс – реально!

бизнес-тренер, эксперт в области временных затрат
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.