В 2006 году была отменена ст. 11 закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которой документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей должна была проводиться не реже одного раза в два года в отношении каждого налогоплательщика.
Вместо этого, приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ была утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой вместо обязательных проверок установлена система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на основе критериев, указанных в ней.
В концепции определены критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки по результатам анализа финансово-экономических показателей их деятельности, проверки сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленной отчетности и в информации, которой располагает налоговый орган, а также анализа других факторов и причин, влияющих на уменьшение налоговой базы.
Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самостоятельно провести анализ и оценить критерии, в соответствии с которыми налоговый орган производит отбор для проведения выездных налоговых проверок, а также, в случае необходимости своевременно уточнить свои налоговые обязательства, что позволит избежать выездной налоговой проверки.
Что делать, если выездная налоговая проверка все же назначена?
Если выездная налоговая проверка назначена, то это значит, что налоговый орган на основании анализа представленной отчетности и имеющейся у него информации, обнаружил у Вас признаки занижения налогооблагаемой базы, получения необоснованной налоговой выгоды и признал необходимым проведение выездной налоговой проверки.
В этом случае Вы вправе самостоятельно проанализировать финансово-экономическую деятельность за проверяемый период, в том числе: правильность расчета и уплаты налогов, реальность и деловую направленность совершенных хозяйственных сделок, наличие или отсутствие у контрагентов признаков "сомнительных" или "фирм-однодневок", не дожидаясь результатов проверки, уточнить свои налоговые обязательства, представив уточненные налоговые декларации.
Если Вы уверены, что оснований для уточнения налоговых обязательств нет, то на период налоговой проверки целесообразно назначить специалистов (юристов, бухгалтеров) для представления Ваших интересов в ходе проверки и исключения риска нарушения прав налогоплательщика действиями проверяющих.
Характер и особенности дальнейших действий будет зависеть от конкретных результатов налоговой проверки.
Какие способы защиты своих прав ходе проведения выездной налоговой проверки может реализовать налогоплательщик?
Датой начала проведения выездной налоговой проверки считается день вынесения решения о назначении проверки, датой окончания день составления справки о проведенной проверке.
За этот период налоговый орган фактически проверяет финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, на предмет реальности хозяйственных операций и наличии при их совершении деловой цели. Проверка как правило проводится выборочным методом в соответствии с результатами допроверочных мероприятий. В методам проверки относятся: направление налоговым органом запросов в организации, банки, индивидуальным предпринимателям; допрос свидетелей; Осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов; истребование документов у проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц; выемка документов и предметов; экспертиза, привлечение специалиста. Способы защиты прав налогоплательщика можно условно разделить на общие и специальные.
Общим способом защиты является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган а затем в суд.
Выбор специального способа защиты зависит от того, какие именно действия совершены налоговым органом. Например, при назначении экспертизы можно заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта.
Так же действенными способами защиты (так же относящимися к специальным) являются меры по обеспечению подтверждения реальности сделок и наличия при их совершении деловой цели, например обеспечение предоставления контрагентом документации подтверждающей реальности сделок, определения возможного круга свидетелей и недопущения давления на них и т.п.
Стоит отметить, что правильное определение стратегии и тактики защиты именно в ходе проведения проверочных мероприятий имеет определяющее значение для количества выявленных нарушений и размеров доначисленных налогов.
Поскольку, данный вопрос является важным и сложным, то даже крупные организации уже на этой стадии привлекают специализированные фирмы имеющих в штате специалистов в области налоговых правоотношений.
Проверка проведена – что дальше?
По результатам выездной налоговой проверки, в двух месячный срок со дня составления справки, составляется акт, который в течении 5 дней акта, вручается (направляется) налогоплательщику. К акту налоговой проверки прилагаются документы на основании которых он составлен.
С даты получения акта у налогоплательщика имеется месячный срок на предоставление возражений и документов, подтверждающих обоснованность возражений. Стоит отметить что возражения и документы к ним приложенные будут тщательно проверяться налоговым органом, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому уже на данной стадии необходимо разработать полную последовательность действий по защите своих интересов, то есть что и как предоставить на стадии возражений на акт, а что в суде.
По истечении двухмесячного срока акт со всеми материалами проверки и представленными возражениями должен быть в десятидневный срок рассмотрен уполномоченным лицом налогово органа, с вызовом налогоплательщика, и по акту должно быть принято решение.
Решение налогового органа желательно обжаловать до вступления его в силу, а именно в течении одного месяца, со дня вручения его налогоплательщику. Обжалование производится в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы через инспекцию вынесшую решение.
Кроме того, нужно иметь ввиду, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в том числе арест имущества или денежных средств, которые налоговый орган вправе и отменить или заменить одни меры обеспечения на другие.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть рассмотрена и принято по ней решение в месячный срок, со дня поступления апелляционной жалобы.
Вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение одного года, путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Кроме того, вступившее в законную силу решение налогового органа может быть оспорено юридическим лицом путем подачи жалобы в арбитражный суд по правилам главы 24 АПК РФ.
На время обжалования решения налогового органа и до вступления в законную силу решения суда по жалобе, по заявлению лица, подавшего жалобу, суд может принять обеспечительные меры и приостановить действие оспариваемого решения.
Анализ судебной практики показывает, что налоговый орган, в последние годы не стоит свои выводы на формальных признаках, без всестороннего и полного анализа осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиком и его отношений с контрагентами в проверяемом периоде. В связи с чем, формировать правовую позицию, пути и способы ее реализации, нужно начитать на как можно более ранних проверки.
Какие могут возникнуть негативные последствия для руководителя организации – налогоплательщика?
После вступления в силу решения, которым доначислены налоги, пени, штрафы, налогоплательщику направляется требование об уплате налогов. Если данное требование в указанный в нем срок не исполнено, в сумма доначисленных налогов значительна (более 2 млн.руб., подробнее указано в ст. 199 УК РФ), то по истечении двух месяцев налоговый орган в силу обязан направить в материалы в следственные органы, уполномоченные проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 199 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Следственные органы в рамках предварительного следствия и в случае возбуждения уголовного дела могут проводить комплекс следственных мероприятий, которые могут негативно отразиться на хозяйственную деятельность, моральный климат в коллективе, деловой имидж организации и ее руководителя. Кроме того, в случае передаче материалов уголовного дела в суд, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности в пределах санкции, установленной ст. 199 УК РФ.
Избежать уголовного наказания можно при условии что преступление совершено лицом впервые и полностью будут погашены суммы недоимки, соответствующих пеней, а так же сумма штрафов в размере, определяемом Налоговым кодексом.
Так же защититься от уголовного преследования можно путем приостановления действия требования и последующим признанием в суде оспариваемого решения инспекции, которым доначислены налоги, пени, штрафы, незаконным.