-12° С
Все новости этой рубрики>

О внутреннем потоке, поиске ответов и театре: попутчики театральной школы глазами участников и авторов

14 февраля, 17:30 736
Он больше не живёт в Тюмени, не служит нашему театру, но неизменно несколько раз в год приезжает в родной город, чтобы собирать своих "попутчиков" и отправляться по маршруту в поисках потока. Редакция портала Tumix побывала на занятиях театральной школы режиссера Никиты Бетехтина.
фото: зимняя театральная школа

Мы готовили этот материал в рамках года театра в России, хотя речь пойдет не о театре в чистом виде. 

Здесь не преподают театральные дисциплины, не учат игре на большой сцене, не ставят профессионально голос. Здесь находят себя, докапываются до самой сути, выходят из зоны комфорта и учатся жить в потоке. Гармония и поток, пожалуй, два главных слова в театральной школе Никиты Бетехтина.

При этом люди не подстраиваются под курс. Учить и учиться будут тому, зачем пришли сами слушатели: будь то поиск ответов на главные вопросы или просто отдых и смена обстановки.

Театральной школе около десяти лет, правда, в 2009 году это не было школой, был студенческий театр "Буриме". Тогда Никита искал соратников и набирал людей, на первый взгляд, далеких от театральной жизни, но которые могли бы стать артистами. В нынешней школе тот же смысл, но вот посыл уже другой. Сегодняшним слушателям курса не нужно место в труппе, скорее речь идет о месте в жизни, а этот поиск куда важнее, путь дольше, а дорога извилистее.

Суть каждой школы – научиться быть и жить в потоке. Но сказать, что все школы одинаковые – нельзя. Каждая имеет свою тему и своих людей, все зависит от того, с какими запросами приходят люди. Так, эта школа объединена общим запросом – немного отвлечься. В первый же день Никита спрашивает: "Зачем вы сюда пришли". Мы разговаривали о потоке, о том, как включать его в свою повседневность", – рассказывает Яна Жуковская, помощник организатора театральной школы в Тюмени.

По мнению самого Никиты, поиск решения тех проблем, с которыми приходят люди в школу, очень похож на процесс постановки спектакля.

Мы здесь находимся в постоянном диалоге, ищем ответы на вопросы ребят. Сюда приходят домохозяйки, психологи, рабочие, студенты, школьники, мне кажется, нужно найти для них инструменты из театральной практики, которые будут полезны в повседневности", – говорит Никита.

Но если вы давно мечтаете блеснуть на сцене, приходите в летнюю театральную школу. Заключительный итог летнего курса – это всегда перформанс.

И это тоже важно. Для многих ребят – это точка отсчета. Здесь, в тренинге, мы существуем в замкнутой структуре сами для себя, а когда выходим на публичное выступление, это всегда обратная реакция зала, и здесь важен и процесс работы и ее результат", – уверен Никита.

Несмотря на то, что тренинги носят название "школы", сам Бетехтин не любил применять к себе понятие "учитель", а к своим слушателям "ученики".

Тогда было придумано слово "попутчики", которое идеально подходило для ребят с курса: "Мы вместе проходим какую-то дистанцию, идем по какому-то пути и потом расходимся. Мы как люди в поезде: тридцать шесть пассажиров и все они попутчики", – сравнивает Никита.

И за то время, что попутчики вместе, они отдают друг другу максимально много знаний, ищут точки соприкосновения, пытаются быть полезными друг другу.

Мне важно выйти из зоны театрального искусства и общения с театральными людьми в мир, в котором люди по-другому строят свой день и свою жизнь, у них другие интересы. После общения с ребятами, я получаю больше знаний, чем, если бы общался с театральным сообществом", – признался Никита.

Он уверен, что все главные открытия человек делает тогда, когда переключает свое внимание с привычной деятельности в другую плоскость, когда смотрит на очевидные вещи другими глазами. По мнению Никиты, сегодня можно использовать опыт музыкальных открытий в театре или переводить в театр опыт ученых, или опыт общения с детьми применять в общении с артистом.

Знания  – это просто знания, если ими не делиться – это мертвый капитал. Твои открытия – это только твои открытия до тех пор, пока они не вошли в общение. И тогда этот опыт становится бесценным и обогащает, прежде всего, тебя самого", – именно такая идеология движет Никитой открывать новые и новые театральные школы в Тюмени.

И если каждый раз на звонок "ребята, мы вновь собираемся" в театральную школу Никиты Бетехтина приходит от двадцати до тридцати человек, значит идеология верная и работает правильно.

И по первому же занятию, я понимаю, что почему-то я им нужен сегодня или почему-то они нужны мне", – резюмирует Никита Бетехтин.

Никита Бетехтин родился в городе Тюмени 6 марта в 1988 г. До поступления в ГИТИС руководил молодежным театром в своем родном городе. В 2016 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца), в 2018 –  магистратуру Школы-студии МХАТ (руководитель Виктор Рыжаков).

Фестивали и награды:

– Международный театральный фестиваль "Постефремовское пространство" – спектакль "ГРОЗА", Москва, октябрь 2016 г. 

– Международный молодежный театральный фестиваль "Живые лица" – спектакль "ГРОЗА" (приз "За лучшую режиссуру"), Тюмень, октябрь 2016 г.

– IV Московский театральный фестиваль "Московская обочина" – спектакль "ГРОЗА" ("Лучший спектакль"), Москва, ноябрь 2016 г.

текст: Мария Лузгина
видео: Павел Статных
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.