0° С
Все новости этой рубрики>

"Грязно!", "Старайся!" – что толкает детей и родителей на семейное образование?

21 ноября 2018, 14:02 3381
"Школа, школа, я скучаю" – многие ли из нас могут отозваться о школьных годах словами известной песни? Подсчитать сложно, но они, наверняка, есть. Но есть и те, кто с содроганием вспоминает годы учебы и с ужасом думает о моменте, когда предстоит отдать в учебное заведение собственных детей. А вместе с тем, сегодня в России есть альтернатива общеобразовательному обучению. Портал Tumix попытался разобраться в тонкостях семейного образования и выяснить насколько СО популярно в Тюмени.

Семейное образование (англ. homeschooling) – форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Проще говоря, ребенок осваивает школьную программу либо самостоятельно с помощью родителей, либо с репетиторами, либо пользуясь услугами частных школ. Вариантов много, цель одна – в конце года учащийся должен проходить аттестацию при какой-либо школе, чтобы переходить из класса в класс.

Семейное образование разрешено федеральным законом с 2012 года, и на сегодня в тюменском регионе насчитывается более ста детей, которые посещают школу только во время экзаменов.

СО – это про удобство или про эффективность?

Член Национальной родительской ассоциации, участник тюменского сообщества по вопросам семейного образования Анастасия Гач заметила, что популярность семейной формы обучения с каждым годом увеличивается, и если раньше детей переводили на семейное образование из школы, то сегодня все чаще эта методика практикуется с первого класса. Тем более, что перейти на СО несложно, об этом родителям достаточно уведомить в письменной форме городской департамент образования.

Так, что же такое СО и почему оно становиться популярнее год от года не только в Тюмени, но и по всему миру?

Анастасия Гач уверена, семейное обучение – это не столько про эффективность, сколько про удобство получения образования.

"Качество образования (при условии прямой заинтересованности родителя, наличия у него хорошего образования и прочее) несомненно выше, чем в школе, так как обучение получается индивидуальным, с учетом особенностей и возможностей ученика", – подчеркнула эксперт по СО.

Кстати, дочь Анастасии не первый год находится на семейном образовании, поэтому мама не понаслышке знает о всех тонкостях такого обучения. Она уверена, что несмотря на очевидное преимущество СО в некоторых моментах (удобство, индивидуальный подход), здесь есть и много нюансов, которые зависят не только от родителя.

В частности, Анастасия заверила, что в период адаптации у ребенка могут возникнуть сложности: "Есть такое понятие, как "расшколивание" – это именно адаптационный период, который переживают и дети, и родители".

При этом маме или папе не обязательно уходить с работы, чтобы заниматься обучением ребенка. Более того, можно оставаться на полной занятости. Каждая ситуация индивидуальна, многое зависит и от возраста учащегося, от его самостоятельности и степени ответственности.   

"Тем не менее, практически все дети могут обучаться как в школе, так и дома. Это не зависит от темперамента. Вопрос не столько в форме получения образования, сколько в тех приемах и методах, которые использует учитель/родитель, и в умении эффективно организовать учебный процесс", – уверена Анастасия Гач.

А как в реальности?

Журналист портала Tumix побеседовал с одной из тюменских мам, дочь которой учится на СО. Ниже публикуем ее историю.

В первый класс Маша пошла в лицей с продвинутой программой, высокими требованиям к ученикам и большим объемом домашних заданий. Год был тяжелым и закончился для ребенка сильнейшим психологическим стрессом.

На следующий год дочь Ирины пошла уже в обычную школу без претензий на усложненную программу, но и там ребенку было некомфортно.

"У нас была хорошая, понимающая учительница. Мне не на что пожаловаться, но она была в системе, и эта система на нее давила со всеми вытекающими последствиями", – вспоминает Ирина, мама двоих детей.

Маше требовалось чуть больше времени, чтобы освоить тему урока, поэтому нередко она не успевала за всем классом выполнить задание или разобраться в теме. В итоге "тройки" и вполне традиционные замечания в школе вроде "Грязно!" , "Старайся!" стали выходить на первый план, и хорошие оценки меркли в сравнении со страхом получить замечание.

"Маша каждое утро просыпалась в плохом настроении, плакала, просила не водить ее в школу. Она стала часто болеть, появились проблемы со сном", – рассказывает Ирина.

Она вспоминает, что тогда у семьи был выход: сцепить зубы, сделав ребенку установку, что тройки – это не конец света и в школу можно просто ходить, а жизнь свою строить вне школьных стен. И если бы Маша росла в среде, где нет выбора, вся семья приспособились бы к системе, уверена Ирина.

Но девушку пригласили сотрудничать с одной из частных школ Тюмени, она стала посещать там занятия, видела, как педагоги общаются с детьми и поняла, что это то место, где может учиться ее дочь: "Никто не станет говорить, посмотри на ту девочку, у нее все хорошо, а у тебя криво. Никто не станет шпынять, командовать. Это был разительный контраст с обычной школой, где очень много процессов замешано на страхе, стыде, вине и прочих неконструктивных, на мой взгляд, чувствах. Система винит и стыдит учителей, а они в той или иной мере переносят это на детей. Я сама выросла в этой среде, и другого пути никто не знал, ни учителя, ни родители. В итоге дети принимают такое отношение как должное, как часть мира. А тут оказалось, что есть мир, где можно учиться не находясь в системе, которая давит на тебя, а ты давишь на ребенка".

СО не в чистом виде

В третьей четверти второго класса Ирина забрала дочь из школы и перевела на семейное обучение. Но это не было СО в чистом виде. Маша ходила на занятия в частную школу, а первую свою аттестацию она сдавала при школе, в которую ходила раньше.

Решение о переводе ребенка на семейное обучение не было простым. При это о чистом СО речи не шло. Во-первых, Ирине было важно, чтобы дочь училась в коллективе и находила общий язык с другими детьми. Во-вторых, она осознавала, что сама не сможет грамотно разъяснять ребенку предмет, поэтому было важно, чтобы с Машей занимались профессионалы.

"Мне требовалось рассмотреть все аспекты, перебороть все страхи в связи с переводом ребенка на нетрадиционную систему обучения. Я боялась ответственности за знания ребенка, за ее адаптацию к внешнему миру, не знала, сможем ли мы сдать аттестацию, как я потом переведу ее в обычную систему образования. Для меня это была большая работа – понять, что самое важное то, чтобы ребенок был счастливым, раскрывался в учебе, а не впадал в уныние от тройки или от резкости. Все это я многократно обдумывала и переваривала", – говорит Ирина.

Муж и ближайшие родственники тоже испытывали некоторые сомнения, но в итоге все согласились попробовать нестандартный путь.

Конечно, первое время Маша проходила период адаптации, приходилось привыкать к уже сложившемуся коллективу, осваивать новый порядок. По сути, она перепрошивала уже заложенную обычной школой программу, но со временем девочка поняла, что защита не нужна и стала раскрываться, стала более раскованна.

Однако перспектива снова возвращаться в школу, даже на период аттестации, снова ввела Машу в нервозное состояние. Поэтому Ирина приняла решение открепить дочь от прежней школы и перевести в частную школу дистанционного образования в Санкт-Петербурге.

Ирина и сейчас допускает, что по итогам аттестации у ее дочери могут быть тройки. Но задача матери, по мнению Ирины, не формально подготовить ребенка к аттестации, а сделать так, чтобы ребенок увидел, как устроен предмет, научился внутри этого предмета осваиваться и понимать его.

"Поначалу я сильно присматривалась к Маше, следила, как проходит адаптация, и тогда учительница частной школы сказала: "Для вас главное – внутри себя верить, что даже если сейчас у Маши трудности, то они временны и в какой-то момент все пойдет в ожидаемом темпе" И я поняла, что для родителя важно верить, что ребенок способен на свершения", – поделилась своей историей Ирина.

На одном из совещаний, которое проходило в городском департаменте образования, прозвучало, что в регионе насчитывается приблизительно около ста детей, которые посещают школу только на период аттестации, но точных данных на сегодня нет. Тем не менее, уже совершенно очевидно, что семейное образование – прерогатива не только мегаполисов, но и небольших городов, и оно имеет право на существование, а для некоторых семей является выходом из, казалось бы, тупиковой ситуации.

Хотя и здесь остается много вопросов. Например, пока неясна ситуация с транспортными картами детей, которые переходят на СО. В настоящее время, как только ребенок переходит на СО, его карта блокируется. Кроме того, есть вопросы и с компенсацией аттестации, которая сейчас для таких семей платная.

Тем не менее, приверженцы семейного образования уверены, что в будущем все эти вопросы будут урегулированы.

Мария Лузгина
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.