Теперь банк вправе производить такие действия, согласно №167-ФЗ "О противодействии хищению денежных средств".
Чтобы платеж "не завис" на два рабочих дня, а именно таков максимальный срок по приостановлению операции, держатель карты должен подтвердить операцию, которая вызвала подозрение у сотрудников банка.
Под подозрение попадает так называемое нетипичное платежное поведение клиента. Например, по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени или необычная сумма транзакции, множество переводов с одной карты на другие счета, причем одновременно и на большие суммы.
"Никаких длительных процедур разблокировок и проверок законом не предусмотрено. Клиент просто должен подтвердить своё согласие способом, определенным в договоре с банком. Если клиент подтвердил операцию – банк незамедлительно продолжает исполнение платежа. Если же связаться с клиентом не удалось, банк должен исполнить операцию по истечении двух рабочих дней после совершения всех описанных действий.
Поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда оставаться на связи, особенно за границей", – пояснил ситуацию Алексей Нохрин, заместитель начальника отдела безопасности и защиты информации Отделения Тюмень Уральского ГУ Банка России.
Хорошая новость: теперь, согласно все тому же закону, банки обязаны возвращать клиенту деньги, похищенные в результате несанкционированного списания. Правда только в том случае, если клиент сам не сообщал мошенникам свои персональные данные, необходимые для хищения.
Что же входит в порядок подтверждения операции? Как правило, это стандартный набор данных: ФИО, паспортные данные, контрольный вопрос. Вопросы не должны касаться реквизитов банковской карты, вся необходимая информация у банка есть.
Главное – всегда помнить важное правило: никогда не сообщать незнакомым людям данные банковской карты (номер, коды, срок действия, кодовое слово и т.д.), даже если они представляются работниками банка или госструктур. Если вас под любым предлогом просят сообщить данные о вашей банковской карте – это мошенники. Банк никогда не запрашивает такую информацию.
"Если Вам предлагают какие-то призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или ошибочном списании денег, а затем предлагают помочь решить эту проблему, проявите бдительность и не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При любых сомнениях обязательно перезвоните в свой банк по телефону, указанному на оборотной стороне вашей карты, и уточните ситуацию", – подчеркнул Алексей Нохрин.
Цель нового закона – защитить деньги клиентов от кибермошенников. Все банки должны вести работу по антифроду, то есть противодействию кибермошенничеству, и сообщать в Банк России о хакерских атаках в отношении как физических, так и юридических лиц. Кроме того, кредитные организации будут сообщать регулятору, на какую сумму покушались злоумышленники, какую сумму удалось похитить, какую удалось сохранить, и главное – какую сумму в итоге удалось вернуть клиенту.
В 2017 году в результате несанкционированных операций со счетов граждан было похищено около 1 млрд рублей, в первом полугодии 2018 года – уже около 700 млн рублей.