-1° С
EUR
75,5692
-0,0820

USD
65,7238
+0,3212

Все новости этой рубрики>

Кирилл Разлогов: "Я смотрю по 1000 фильмов в год"

8 октября, 12:02 2177
Кирилл Разлогов на кинофестиваль "Ноль плюс" приехал как председатель жюри полнометражного игрового кино. Что думает главный киновед страны о хорошем кино и что вообще за профессия – кинокритик?

За последние сто лет кино стало неотъемлемой частью жизни человека. Кто-то просто смотрит его, кто-то снимает и монтирует, кто-то пишет сценарии. А есть те, кто изучают историю кинематографа, анализирует его. Эти люди – киноведы, кинокритики. Они пересмотрели пересматривают за свою жизнь не одну тысячу картин. Один из таких – Кирилл Эмильевич Разлогов, известный советский и российский киновед, культуролог, критик и педагог.

Кирилл Эмильевич, как вы считаете, профессия киноведа востребована сейчас? Как много абитуриентов подают документы на это направление? И где потом работают выпускники?

– Нельзя сказать точно, востребована профессия или нет. Конкурс на киноведческий факультет очень большой, учитывая, что во ВГИКе на этом факультет ежегодно всего 20 мест, и только 10 из них бюджетных. В процессе обучения многие студенты отсеиваются по разным причинам, а те, кто остаются, не всегда продолжают расти по карьерной лестнице в этой профессии.

Кинокритики занимаются разными вещам: работают на телевидении, проявляют себя в изобразительных проектах, востребованы на уровне редактирования сценария для крупных компаний. В печатной прессе проявлять себя сегодня стало сложнее, но интернет-порталы всегда открыты для них,

Всех, кто заходит на территорию ВГИКА, встречают на улице скульптуры Андрея Тарковского, Геннадия Шпаликова, Василия Шукшина. Почему именно они?

– Андрей Тарковский, Геннадий Шпаликов, Василий Шукшин – люди, которые составили славу ВГИКа, стали самыми известными советскими кинематографистами, режиссерами, закончившими этот вуз. Они принадлежат к одному поколению, которое застало своеобразную волну советского кино того времени. Это гордость нашего вуза.

Василий Шукшин приехал поступать во ВГИК из глухой провинции, из алтайского села Сростки, от которого до Москвы – четверо суток поездом. Позже он признавался, что к тому времени не прочитал "Войну и мир". Несмотря на это, Михаил Ильич Роом взял его в свою мастерскую. А сегодня возможна такая история? Удается ли разглядеть в абитуриентах будущих гениев?

– Сегодня основная часть подростков не читала "Войну и мир", и комиссия стала относиться к этому проще, но это все ещё одно из требуемых произведений. Студентов отбирают мастера, и происходит это исключительно по их интуиции: кто сможет раскрыть себя и внести вклад в кинематограф, а кто не сможет. По статистике, из 10 набранных абитуриентов на факультет режиссуры, актерского мастерства или киноведения, известным человеком с именем становится только один. А Михаил Ильич Роом обладал особым чутьем на выбор талантливых людей, поэтому с его курсов процент успешных и замеченных был выше, чем на тех, которые набирали обычные мастера.

Вы преподаете на кафедре мирового кинематографа. В школах есть список произведений литературы, который каждый школьник должен прочитать. А как это вообще работает в вузах на киноведческом факультете, есть список фильмов, обязательных к просмотру и изучению?

– Во-первых, студенты сейчас смотрят сами очень много.. Но при этом, на киноведческом факультете, есть перечень обязательных к просмотру и рекомендуемых фильмов. Сейчас студенты-киноведы пять лет изучают историю мирового кинематографа. Они составляют таблицы просмотренных картин, распределяя их по странам и годам. Конечно, даже всю классику вписать в просмотровые часы просто невозможно, что-то они должны смотреть самостоятельно, в свободное от пребывания в институте время, а что-то мы смотрим с ними вместе. Смотреть по три картины в день – это правильно, но одна – это тоже неплохо.

Вспоминая детское кино СССР, всплывают имена Леонида Нечаева, Ролана Быкова, Владимира Грамматикова. Теплое и светлое, хорошо снятое. А есть ли сейчас в нашем российском кинематографе режиссеры, которые умеют снимать хорошее детское кино?

– Есть люди, которые работают в этой области, но хорошее кино они снимают или не хорошее – решит история. Другое дело, что востребованность кино такого формата падает, его трудно показывать, поскольку в кинотеатры детские ленты берут неохотно, а на телеэкранах его показывают только на нишевых каналах. Закон запрещает давать рекламу во время программ для самых маленьких, и им просто невыгодно размещать детский контент. Но есть семейное кино, которое можно отнести к массовому и востребованному. На него приходят подростки с родителями.

А как обстоят дела с прокатом, какое соотношение российских и зарубежных фильмов? Становится ли отечественное кино постепенно востребованным?

– В кинотеатрах Москвы не менее 35 процентов фильмов – российские. Зрителей на наше кино приходит меньше. Многое зависит от конкурентоспособности снятых картин. К примеру, на военные фильмы, где центр сюжета – победа советского народа, сбегаются тысячи зрителей. И такое кино приносит огромную прибыль. Но в последние годы количество зрителей зарубежного кино падает, а отечественного, наоборот, растет.

Снимают много и, естественно, все не пересмотреть. Как вы подходите к выбору кинокартин, на что обращаете внимание в первую очередь? Что для вас важно увидеть в фильме?

– Я смотрю в среднем 1000 картин в год много-много-много лет. И поскольку я не только киновед, но еще и культуролог, смотрю все подряд, выбирать не приходится. Ленты в прокате кинотеатров я не смотрю, в основном это происходит на кинофестивалях. Мне важно удивиться, увидеть то, чего не ожидаю.

Назовите, пожалуйста, топ фильмов, которые должен посмотреть любой уважающий себя человек.

– Фильмы, которые должны посмотреть люди, интересующиеся историей кино, – это "Зеркало" Андрея Тарковского, "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Люди, которые интересуются просто кино, как зрители, могут найти что-то для себя в таких картинах, как "Ирония судьбы или с легким паром", "Белое солнце пустыни", "Унесенные ветром", "Титаник", "Дети Райка", "Головокружение", комедии Леонида Гайдая, фильмы Чарли Чаплина и Федерико Феллини.

 

По теме: Юрий Кузнецов: "Знаменитым я еще не проснулся"

 Идея фестивального фильма "Кассетка" возникла не из воздуха

На кинофестиваль "Ноль плюс" в Тюмень привезли более 100 картин из 26 стран мира

 

 

Владислава Зубарева, пресс-центр фестиваля "Ноль Плюс", детский медиа-холдинг "Академия радости". Фото Дарьи Демедович.
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.