Давайте начнем с традиционного вопроса: как вы стали актером?
– Как я стал? Не знаю! Просто всегда понимал, что буду актером. В 10 классе сказал преподавателю математики: "Александр Николаевич, ставьте мне тройку по вашему предмету, я же артистом буду, зачем мне математика?". К тому времени я уже занимался в кружке при театре.
Когда вы почувствовали, что проснулись знаменитым? Как это произошло?
– Знаменитым я вообще еще не проснулся. Известным – да. Когда начал сниматься в кино. Когда меня увидели много людей. Не 250, не 700, а много. Настоящую известность принес мне телевизионно-художественный фильм "Улица разбитых фонарей". Это известность по кличке "Мухомор". Недавно случай произошел: были в Зеленогорске, снимали эпизод. Я был в наряде и в гриме клоуна. И девочка, лет 10, показывает на меня пальчиком и говорит "А я вас узнала! Вы не клоун, вы – Мухомор!".
Александра Демьяненко, замечательного актера, всю жизнь Шуриком называли, он очень обижался на это. Я тоже сначала пробовал обижаться, но быстро понял, что смысла в этом – ноль. На самом деле, если задуматься, не каждому актеру так везет – чтобы его называли по имени персонажа.
Ваша карьера – это результат упорного труда, удача или и то, и другое?
– Упорного труда. Круглосуточного труда! Если ты позволяешь себе какую-то слабину, тогда все, конец. Нужно трудиться и трудиться. Нужно постоянно быть готовым и эмоционально, и творчески. Однажды случай был: на дворе зима, снег, холод, нужно сниматься, а желания никакого. А режиссер говорит: "Пленка есть? Есть! Актеры? Снимаем!"
Смотря на вашу фильмографию, можно позавидовать такому огромному количеству ролей. Вы на все соглашались или приходилось отказываться?
– Отказываться – непрофессионально. Я отказывался только тогда, когда съемки по графикам не совпадали, когда нужно было быть в трех городах одновременно, то есть когда совмещать было нереально. К тому же невозможно угадать, когда снимается шедевр. На съемках фильма "Мой друг Иван Лапшин" мы даже подумать не могли, что он войдет в Золотой фонд отечественного кино. Это уже сейчас я имею право отказываться от ролей, потому что творчески мне они неинтересны.
Бытует суждение, что сериалы – второсортный продукт. Вы разделяете это мнение?
– Нет. Все ведь то же самое. Это идея, это режиссеры, это операторы, актеры, серьезно проделанная работа. Есть произведения, которые не уместить в четыре серии. Тогда идет урезание сюжета, исключение половины действующих лиц. Автор дольше думал, когда писал. Не запихнуть это в полтора часа фильма.
Ваш отец работал милиционером. Есть что-то схожее у Мухомора с вашим отцом?
– Совершенно нет. Мухомор – художественный вымысел. Экранные истории – криминальные сюжеты. Все умещается в 45 минут экранного времени. "Наши победят" – изначально понятно. Все будет красиво и хорошо. В жизни все не так. В жизни главное оружие у полицейского не пистолет, с которым он бегает, а ручка, которой он должен написать отчет. А кино – выдумка, придуманная сценаристом история.
На экране в "Улицах разбитых фонарей" вы – отец родной для подчиненных, а на съемочной площадке такие же отношения были с актерами?
– Это было именно так. Мой герой – как наседка, он своих ребят оберегал, наставлял. В силу возраста и времени бывал строг, но он их любил. И на съемочной площадке, и вне площадки у нас были замечательные отношения. Мы и сейчас дружим, общаемся уже 20 лет. Не каждый день, но все равно отношения поддерживаем.
Из всего того, что сами смотрели в детстве, что порекомендуете смотреть нам сейчас?
– "Тимур и его команда", "Чук и Гек" – все, что снято по Гайдару. Это замечательно, это детство.
А из своих фильмов что посоветуете?
– Всё! ( смеется) Посмотрите фильм "Именины". Местами смешной, местами грустный.
На самом деле, Юрий Александрович напрасно смеялся. Его фильмография – коллекция по-настоящему хорошего кино. Смотрите. Не пожалеете!
По теме: Идея фестивального фильма "Кассетка" возникла не из воздуха