Все новости этой рубрики
Зачем сохранять памятники архитектуры? Интервью с молодым тюменским архитектором
2 октября 2018, 12:00
2812
Областная столица хранит много старых сооружений, зданий, которые полны истории и отличаются особенной архитектурой. Однако часть горожан выступает за их снос и просит освободить место для современных построек. Екатерина Журавлева, архитектор и защитник памятников архитектуры, рассказала порталу Vsemetri.com, в чем красота старых зданий и для чего их нужно сохранять.
- Мы убеждаемся в том, что жители большей частью равнодушны к сносу старых зданий. Вид полуразрушенного сооружения, пусть даже это памятник архитектуры, вызывает раздражение. Как обычный человек поймет ценность строения? Перед вами просто развалина без декора, с облупившейся краской. Вы не можете заметить красоту здания, старинные наличники, которые, может быть, уже и сняли. И вам хочется, чтобы его скорее убрали.
- Недавно я составляла реестр сгоревших в последние годы объектов историко-культурного значения (градозащита— одно из моих основных занятий): с 2017 года у нас сгорело 7 памятников архитектуры, три из них регионального значения. К сравнению, в 2015 году пожар уничтожил всего один такой дом, а в 2017–2018 годах – сразу семь: один за другим. Все службы говорят, что возгорание случайное. Вот так случайно загорелись дома в разных частях города, а три объекта как-то случайно – в соседних кварталах, где ведется строительство элитного жилья.
- Утверждать, случайно или нет случаются пожары, могут только уполномоченные службы. От себя скажу, что в российской практике часты прецеденты, когда памятник сначала сжигают, а затем на его месте строится любое строение по воле заказчика.
- Есть ряд объектов, которые не признаны памятниками архитектуры, но и они достойны восстановления. Есть такое понятие как историческая среда: без типового исторического окружения сложно осознать реальную ценность памятников архитектуры, сложно воссоздать какие-либо исторические события, почувствовать "дух времени". При этом я считаю, не должно быть и перегибов – город должен развиваться.
- Ты смотришь на здание, как на человека, также и город – это отражение всех его жителей. Может вы наблюдали на крупных мероприятиях, где собираются группы людей из разных городов. По ним видно характер, собирательный характер города.
- Раньше был один заказчик, один хозяин, который строил по своему вкусу, поэтому дома были более человечны. Сейчас домами занимаются целые компании, и характер сооружений сложно определить. Купцы в свое время вкладывали в строительство часть себя. Как они себя представляли, так дом в итоге и выглядел. Если заказчик был брутальным купчиной, значит и дом выглядел соответственно мощно, если он любил шик и лоск, то как, например, дом Буркова – сооружение получалось более "финтифлюшчатым" – было богатым внешним декором и внутренним убранством.
Выдержка из интервью. Полная версия находится на портале Vsemetri.com
фото Ростислав Журавлев