Аркадий Гершман – красноярец, который уже лет семь живет в Москве, урбанист и транспортный аналитик, автор популярного ЖЖ "Город для людей". Он посещает разные города, в том числе и свой родной, и высказывается на тему "что такое хорошо, а что такое плохо".
Многое из того, что он пишет о Тюмени, созвучно словам Ильи Варламова. Аркадий вылил ушат холодной воды на восторженные головы тюменцев по поводу набережной еще в 2016 году. Он один из первых сказал, что не все так радужно, ребята, делать у вас там, кроме как ходить туда-сюда, больше нечего. Горожане тогда обиделись на критику. И вот снова нелестные слова о "лучшем городе Земли". Сейчас Гершман говорит об опасной тенденции превращения Тюмени в удобный город не для людей, а для автомобилей. Конечно, когда сам рулишь по хорошим дорогам (а этого никто не отрицает, что в Тюмени весьма приличные дороги!), то не особенно думаешь, что кто-то с больными ногами не может перейти Мельникайте по надземному переходу. Или с детской коляской. Зато автомобили – вжжик – и пронеслись.
"Сегодня в мире принят подход компактного города с приоритетом пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Плотная застройка (плотно не значит высоко!) в центре с постепенным снижением к окраинам, небольшие улицы, удобные тротуары и удобный общественный транспорт – всё это позволяет сделать город удобным для передвижения пешком и на велосипеде, избегать пробок и иметь хорошую городскую среду. Последние лет 40 города по всему миру вкладывают огромные деньги в трамваи, убирают развязки с улиц и создают комфортные новые районы по образу центральных районов в борьбе за жителей – люди не любят жить на парковке, поэтому сбегают от агрессивной среды в комфортные города. Как вы могли понять, в Тюмени власти об этом не знают", – написал в своем блоге автор.
Транспортное развитие города осложняет жизнь пешеходам. Блогер отмечает, что в городе невозможно дать место каждому автомобилю одновременно, просто потому, что машин очень много. При этом дорожные проекты, как правило, дорогостоящие, которые требуют еще и содержания.
"Но на этом проблемы не кончаются, ведь каждый проект расширения дороги или строительства развязки наносит ущерб городской среде: людям становится сложнее перейти улицу, появляется больше шума, город сильнее раскаляется и хуже уходит вода, повышается аварийность и так далее. В транспортном плане такие проекты кончаются только одним: пешеходы, велосипедисты и пассажиры автобусов покупают себе машину и начинают скрываться от внешней агрессии внутри железной коробки даже для поездок в соседний квартал", – уточнил блогер.
Однако, по его мнению, город еще может исправиться. Если администрация Тюмени вовремя заметит проблему и будет создавать подходящие условия для пешеходов, отмечает Марина Боровкова, обозреватель портала vsemetri.
Заманчиво, конечно, свалить все на блогеров, мол, два критикана эти – Варламов да Гершман, только языками молотят, лишь бы гадость сказать, найти на нашем прекрасном солнце темные пятна. И обвинить в предвзятости. Но они критично подходят не к одной Тюмени (ничего личного!), а ко всем городам.
"Жить в российских городах – это череда постоянных удивлений и театр абсурда. Кого-то эта ситуация ломает и выводит из себя или страны, у других включается защитный механизм и игнор окружающего мрака, но молчать об это нельзя.
Вот есть простой факт: все мы пешеходы. Даже ярые автолюбители ходят до своих ласточек на двух ногах. Есть более слабые пешеходы и молодые-сильные, но тоже пешеходы. То есть существует базис, но города полностью игнорируют пешеходов в своей политике! При том игнор идёт как на уровне государственных программ (привет Безопасным и качественным дорогам), так и на уровне местных бюджетов. Как мы дожили до такого мрака?Самый большой прорыв на уровне страны произошёл в Москве всего несколько лет назад. Спустя полвека с начала переделки улиц под дороги и загона людей под землю, тротуары вновь стали пытаться делать комфортными для каждого жителя. За пределами же МКАДа всё идёт по накатанной: ремонт улицы подразумевает смену асфальта, нарезку парковки и замену бордюра на проезжей части без улучшений для пешеходов". (полный текст)