-2° С
Все новости этой рубрики>

Так не бывает? Тюменская драма поставила по Тургеневу бомбический спектакль

15 июня 2018, 17:48 1880
"Мы в прямом эфире жизни", – говорит молодой красавец-учитель и предлагает "убить время, пока оно не убило нас". Накануне в Тюменском драматическом театре прошла сдача спектакля "Молодость" по... пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне". Сегодня – премьера!

Минута зависти: честно завидую тем, кто сегодня пойдет на премьеру спектакля в наш драмтеатр. А также тем, кто увидит эту постановку 16 и 17 июня. Вас еще ждут ваши открытия, ваши эмоции. И такой Тургенев, о котором вы никогда не могли даже подумать. В каком-то смысле тюменская драма пошла на эксперимент. Нет, дело не в том, что старую добрую классику облачили в джинсы и поставили в "планку" исключительно для того, чтобы потрафить современному зрителю, которого не может увлечь "замшелый" автор с его спокойными домашними страстями. А в чем?

...Все начинается с нарочито фальшиво звучащего леонтьевского "дельтаплана". Дом, а он решен на сцене сразу в нескольких планах и уровнях, просыпается. И просыпается, нет, не мафия, конечно, а его обитатели. Где мы? Частные владения какого-то нового русского богатея или некий элитный санаторий с баром, официантками, спа-салоном и спортивным залом, оснащенным тренажерами? Не суть дела. Важны обитатели.

Они беззаботны, активны – ведь у них есть молодой и спортивный предводитель – Алексей Николаевич Беляев (Николай Аузин), новый учитель Коленьки, десятилетнего сына хозяев этого дома. Вместе с сироткой-воспитанницей Верой (Софья Илюшина) троица превесело проводит время, запуская воздушного змея ("мой дельтаплааан"), бегая и прыгая от полноты чувств и распирающих горячие сердца эмоций. 

И все бы прекрасно было в этом березовом райском уголке, кабы не яблоко раздора – все тот же симпатяга-учитель, который вдохновляет и стар и млад на физкультурные подвиги и реально ставит всех обитателей сцены в "планку". Ну, надо же было почтенной хозяйке дома Наталье Петровне увлечься молодым Спайдерменом и Бэтменом в одном лице, да так крепко, что побоку весь мир, включая любящих ее мужа-бизнесмена (Константин Антипин) и старинного друга семьи Аркадия (Сергей Скобелев), а также милую воспитанницу, непринужденно (молодость!) гоняющую на гироскутере. Отчего бы не выдать ее замуж за "добродетельного" старого богача? 

Молодой (снова – молодость!) режиссер Данил Чащин уверен, что классическую пьесу надо ставить как современную. Просто надо найти свою нехоженную тропу, свой угол зрения. И ему это (мнение, естественно, субьективное!) удалось на все сто. 

Знаете, это удивительно, право слово. В последнее время то и дело слышны рассуждения разных умных людей, что время вносит свои коррективы в восприятие литературы: то, что казалось интересным молодым людям 20-30 лет назад, сегодня неинтересно не только им самим уже повзрослевшим, но и их 20-30-летним детям. И тут – талантливый режиссер Чащин со стариком Тургеневым, который спокойно и мудро глядит на нас грешных с портретов. Похоже, эта пара договорилась заморочить зрителям голову. И им это удалось.

Спектакль тюменского драматического театра – просто бомба, которая взрывает мнения о старомодности и скучноватой благообразности классики. Истинные чувства, истинное искусство, видать не подвержены коррозии времени. Это так ценно, братцы...

Перед прогоном, на котором посчастливилось побывать журналисту Tumix, Данила Чащин сказал, что это, конечно, еще не премьера и что-то может пойти не так. Но все прошло совершенно так. 

Занятно, что мы все смотрим один и тот же спектакль, но видим не совсем одно и то же. Каждый ведь при этом проживает собственные впечатления от жизни, интерпретирует слова и поступки героев со своей маленькой колокольни. Режиссер на встрече с журналистами позднее сказал, что "получается, эта история о молодости, старости и любви, а одна из важных фраз:

"Всякая любовь, счастливая, ровно, как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь". Наверное, это и есть признак молодости, когда ты отдаешься весь, когда ты себя расходуешь, способен себя растрачивать. А когда ты понимаешь, что лимит исчерпан, а молодость растрачена…, наверное, это бедствие. Трагедия в том, что к главным героям пришла любовь, когда ушла молодость. К ним пришла любовь, когда им за сорок, когда у них уже есть дети, жизненный уклад, обязанности, ответственность, и им уже уготован обыденный покой. Но они хотят апгрейда своих эмоций. Стоят перед выбором: либо умирать от любви, либо дохнуть от скуки". И добавил нечто вроде "беги не беги за молодостью, ее не догонишь".

За яркими красками (респект художнику-постановщику Дмитрию Горбасу и художнику по костюмам Юлии Ветровой!), которые складываются всякий раз в новый узор театрального калейдоскопа, не теряется человеческая жизнь со своими эмоциями и трагедиями. Вот, скажем, хозяин дома – Аркадий Ислаев с повадками из наших 90-х и его верный (без единого слова!) помощник Данила в черной кожанке, трениках с лампасами и битой в руках в одном случае, и лопатой на плече (закопает – без проблем ради хозяина) – в другом. Колоритные граждане, знаете. За ними читается личная история добывания богатства, принципы "по понятиям". И, кстати, чувства.

Примечательно, что создателям спектакля удалось полностью сохранить тургеневский текст. И он звучит совершенно актуально. 

В постановке вообще много находок, золотых ключиков и потаенных дверок. Было бы желание открывать. Эту работу театр посвящает 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.

Напомним, 15,16 и 17 июня вас ждет премьера – спектакль "Молодость" по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне". Билеты, говорят, остались только на 16 и 17 июня...

 

Людмила Янгельских
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.