-4° С
Все новости этой рубрики>

Внучка сибирского "Фандорина", расследовавшего убийство епископа Гермогена, 30 лет шла по следу деда

9 июня 2018, 17:04 2828
Свыше 30 лет жительница Тобольска Маргарита Шляхтова по крупицам собирала сведения о своем деде Ионе Питухине, стоявшем у истоков советской милиции в духовной столице Сибири. "Сыщик от Бога", – так о нем высказался заведующий музеем тюменской полиции Виктор Рычков.

Женщина призналась, что о родственнике не знала практически ничего. Фотографий не было. Даже на снимке, где запечатлена вся семья, его изображение было отрезано. "Можете представить, как чувствовали себя члены семьи, раз деда расстреляли как участника контрреволюционного заговора", – сказала Маргарита Шляхтова.

Она начала искать информацию о своем деде в 1985 году. "Моя мама тогда, будучи при смерти, попросила узнать об Ионе Питухине. Всегда надо знать, где похоронены родные и близкие, чтобы прийти и положить туда цветы. Это очень важно не столько для умерших, сколько для собственной души", – заключила Маргарита.

И вот в 1985 году тоболячка обратилась в региональный КГБ. "О своем деде я не знала абсолютно ничего. Вообще ничего. Просто – папа моей мамы. Все. И вот мне приходит ответ: "Питухин Иона Андреевич – старший следователь, инструктор. Был приговорен 26 августа 1920 года к расстрелу. Расстрелян в Тюмени". Место, где он был захоронен, не указали. Я не плаксивый человек, но у меня слезы были градом. Вся моя семья собралась около меня, и они тоже плакали. Спустя время нам прислали справку о реабилитации и свидетельство о смерти", – поделилась Маргарита Федоровна.

Позднее в руки тоболячки попали материалы личного дела. Так стало известно, что Питухины происходили из зажиточных крестьян, проживавших в селе Романовское. В 1900 году Иона поступил писарем в управление губернской полиции в Тобольске. В 1904 году его призвали на службу. Во время русско-японской войны он был тяжело ранен – осколок повредил позвоночник и ноги. Врачи вынесли Ионе Андреевичу вердикт – детей не будет. Его жена Матрена Васильевна год провела в лазарете, расположенном в Москве, и год в Кисловодске, откуда они приехали уже вместе с дочерью Зинаидой. Потом у них были еще дети. Всего – пять. "Сейчас уже никого из них нет в живых. Всеволод погиб под Витебском в Великую Отечественную, Анатолий тогда же пропал без вести, моя мама умерла в 1985 году, и Леня 1917 года рождения, вернувшийся с войны, уже тоже ушел...Последнего ребенка бабушка родила в возрасте 40 лет. В то время это был крайне отчаянный шаг", – подытожила Маргарита Федоровна.

Пока семья расширялась, Иона Питухин получал повышения по службе. Сначала был урядником, а в 1907 году его отправили в Омскую судебную палату для того, чтобы он повысил квалификацию, после чего он работал в сыскном отделе Губернского сыска. 16 января 1913 года его назначают начальником тобольского сыскного отделения. Здесь он трудился вплоть до 1918 года. 

Он занимался расследованием обстоятельств гибели епископа Гермогена, утопленного в Туре. В своем рапорте начальник Тобольской сыскной полиции писал: "они стригли волосы у Гермогена, смеялись, бранились… После утопления владыки, сопровождавшие Хохрякова женщины переоделись в рясу Гермогена и бегали "с насмешкой" по пароходу".

Уже 26 августа 1920 года Иону приговорили к расстрелу за якобы участие в контрреволюционной организации. Приговор привели в исполнение в Тюмени 26 августа 1920 года. Вместе с ним расстреляли еще восемь человек. Никто из них не признал своей вины.

А семью Иона Питухина – супругу и пять детей – выслали в Сосьву Березовского района. Больше двух недель они добирались до места назначения на грузовом теплоходе. Двухэтажный дом, в котором проживала семья в Тобольске, не сохранился – он был разобран.

В 1992 году Иона Андреевича, которого приговорили к высшей мере наказания по ложному доносу, реабилитировали. На запрос Маргариты Федоровны отвечал председатель общественного совета при областном УМВД Александр Петрушин. Тогда он отвечал за реабилитацию в управлении КГБ.

Маргарита Федоровна и Александр Петрушин

Такой трагичной оказалась судьба стража порядка начала века. И фигура сыщика могла бы остаться незамеченной, позабытой, но благодаря внучке, считавшей своим долгом найти информацию о деде, память о нем будет жить долго.

 

Инна Пахомова. Фото автора.
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.