Тюменские водолазы из военно-патриотического клуба "Барс" исследовали затонувший в Керченском проливе торпедный катер, который был выпущен в региональной столице еще в 1942 году на Тюменском судостроительном заводе. В целом, катер пролежал на дне порядка 75 лет.
Как рассказал Олег Денисов, руководитель команды водолазов, работать приходилось на глубине 13 метров в достаточно непростых условиях (плохая видимость и придонное течение).
"Останки торпедного катера находятся на песчаном дне ближе к Тамани и представляют собой несколько частей катера, значительно удалённых друг от друга и с трудом поддающихся идентификации. Катер очень серьезно пострадал от взрыва мины, а также от якорей крупных судов. Мы убедились, что поднимать останки бессмысленно, а потому решение установить в Тюмени макет торпедного катера – наиболее целесообразно", – сказал Олег Денисов.
В свою очередь Андрей Артюхов, заместитель председателя тюменской областной Думы, отметил, что жители города смогут своими глазами увидеть оригинальные детали катера. Кроме того, в 2017 года тюменской делегации была передана закладная табличка потонувшего катера, которую ранее обнаружили на дне Керченского пролива археологи Краснодарского музея-заповедника. По словам Андрея Артюхова, данный артефакт – ценная находка.
Участник поисковой экспедиции Алексей Деменков сообщил подробности. По его словам, катер "АКА-76" был принят в 3-й дивизион артиллерийских катеров второй бригады торпедных катеров Черноморского флота. Правда, долго воевать ему не удалось: 17 ноября 1943 года тюменское судно было потоплено в разгар Керченско-Эльтигенской десантной операции Советской армии. Версий гибели катера существует несколько. "Убить" судно могли орудия немецкой большой десантной баржи, либо катер затонул, подорвавшись на противокорабельной мине вместе с частью экипажа и командиром – лейтенантом Махмутом Голлямовым и командиром звена – лейтенантом Михаилом Матвиенко.