-5° С
Все новости этой рубрики>

Как в Тюмень переехали заводы: лыжи, смолы, катера и пулеметы – все для на фронта

7 мая 2018, 10:00 4585
Начиная с 1941 года, в Тюменский регион были эвакуированы десятки предприятий. Под размещение эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и вновь построить более 70 тысяч квадратных метров производственных площадей. Капиталовложения на эти цели составили свыше 20 млн рублей.
фото:Tumix.ru

Самой сложной и важной работой в этот период стало восстановление мощностей предприятий и переоборудование помещений, а также наладка технологических процессов для скорейшего выпуска продукции.

ДОК "Красный Октябрь"

ДОК "Красный Октябрь" по праву считается старейшим предприятием Тюмени. Деревообделочный комбинат был построен в 30-е годы XX века, именно тогда назрела необходимость в деревянных деталях заводского изготовления. В годы Великой Отечественной войны ДОК отказался от изготовления мебели и перешел полностью на производство лыж и лыжных палок, упаковок под мины и снаряды, прикладов для ружей, пиломатериала для переправ и мостов, черенков для саперных и пехотных лопат.

Весь этот инвентарь для нужд фронта был жизненно необходим, ообенно 1941-1942 годах, когда велась ожесточенная битва под Москвой. Зима тогда оказалась суровой и многоснежной, что сильно затрудняло передвижения наших войск, зато вставшая на лыжи пехота приобрела маневренность. Снежные десанты, следуя за танками на буксире, могли атаковать врага с ходу и на большой скорости.

Заметим, что лыжи на комбинате начали изготавливать еще в 1940-м году. На спрос повлияли сибирские погодные условия и масштабное развитие физкультурного движения.

С началом войны руководство деревообделочного комбината проводило на фронт более двухсот трудоспособных мужчин. Работать в тылу остались подростки, женщины да старики. Около двухсот человек, оставшихся на заводе, трудились по 12 часов в сутки, а если требовал спецзаказ – и дольше. Женщины и дети становились за слесарный станок или орудуя с трехкилограммовым молотом в кузнице. Условий для работы доковцам никто обеспечить не мог. Цеха не отапливались, а весь труд был ручным.

Оставшимся без мужской руки сотрудницам комбината приходилось ворочать деревянные чурки и распиливать их на лыжные заготовки. План по лыжам вместе с ДОКом выполняла вся Тюмень. Так, от артели "Рекорд" в сутки требовали не менее 20000 металлических колец, которые в мастерских "Красногвардейца" сваривали и передавали в артель "Кожизделие" для монтажа.

фото с сайта: "Путешествуй с нами"

Весной 1943-го года на Тюменский деревообделочный комбинат привезли военнопленных и работать стало легче. В 1943-м ДОК изготовил 55150 пар лыж, 34408 пар лыжных палок, 34405 штук аэродромных лопат, а также 22 дивана, 5 оттоманок, 16 пружинных матрацев. В этом же году ДОК обрел имя, объединившись с лесозаводами "Красный Октябрь" и "Республиканец", но потерял большую часть имущества. В ночь с 25 на 26 декабря 1943-го произошел страшный пожар, выгорели машинное отделение и распилцех. В условиях военного времени восстановить потери полностью было невозможно. Из-за пожаров в архивах комбината практически не осталось исторических документов о событиях Великой Отечественной войны.

К концу зимы 1945-го года Советские войска, активно наступавшие на Берлин, по-прежнему нуждались в доковской спецукупорке, однако уже в феврале на комбинате готовились к переходу на выпуск продукции для мирной жизни, тогда же в Тюмень пригласили с севера мастеров-мебельщиков.

Тюменский судостроительный завод 

За годы Великой Отечественной войны с Тюменского судостроительного завода вышло 165 торпедных катеров. За заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-Морского Флота Тюменский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны первой степени.

Лучшие рабочие и мастера ушли на фронт в первые дни войны, а старейшее предприятие Тюмени, начавшее свой путь с 30-х годов, начало выпуск продукции для фронта. К станкам становились женщины, подростки и пожилые люди, которые никогда ранее не держали в руках инструмента и не имели представления об изготовлении боевой техники и вооружения. Несмотря на то, что опытных рук не хватало, к началу сентября 1941 года верфь увеличила выпуск продукции. Производительность труда возросла в два-три раза.

Из прифронтовых и фронтовых территорий в тыл прибывали эшелоны с оборудованием. Эвакуация проводилась в основном в июле-августе и октябре 1941 года. Все эвакуированные предприятия, объединенные на базе тюменской судоверфи, получили название "Тюменский завод № 639". Ускоренными темпами началась реконструкция производственных площадей судоверфи и ремзавода, а также строительство цехов.

Вновь образованный завод производил  торпедные катера, буксиры, баржи, изготавливал детали к снарядам М-13 для "катюш". В декабре 1941 года со стапелей сняли три катера и заложили четвертый. К началу 1942 года трудовой коллектив насчитывал 840 человек, в том числе 617 рабочих.

фото:Tumix.ru

В январе 1942 года с фронта прибыли первые разбитые в боях катера. Перед судостроителями встала задача наладить их ремонт и вновь пришлось переучиваться. В короткий срок построили деревянный цех, трубогибочную мастерскую, селитровые ванны для термообработки металла. Литейщики осваивали литье новых деталей, с которым до этого никто не имел дела.

К марту 1942 года была разработана вся проектная документация постройки боевых катеров нового проекта. К маю четыре торпедных катера подготовили к испытаниям. Но без ЧП не обошлось: два катера натолкнулись на топляк и пропороли днище. Третий потерял торпеду, которую, говорят, не нашли до сих пор. Поврежденные катера вернули на завод, испытания запретили, так как фарватер Туры для них оказался мелким. С этого момента их отправляли по железной дороге в город Молотов (Пермь) на завод №344. Первый акт на приемку серийного боевого катера Г-5 подписан 30 сентября 1942 года.

Когда тюменские судостроители приступили к поточному производству торпедных катеров, 4 корабля отправили во Владивосток, 13 единиц с установками РСМ-8-М – в Горький в Волжскую военную флотилию, еще шесть катеров законсервировали и оставили в Тюмени до весны 1943 года.

В 1944 году завод продолжил строительство торпедных катеров для действующего флота. В первые дни нового года на торпедном катере "Комсомолец" была установлена двуствольная турельная установка "Кольт-Браунинг" калибра 12,7 мм.

В 1945 году  предприятие полностью перешло на производство катеров типа "Комсомолец". В феврале со стапелей были спущены два катера – ТКА-270 и ТКА-271.

 

фото:Tumix.ru

9 мая 1945 года, после сообщения Юрия Левитана об окончании войны, тюменские корабелы собрались вместе, чтобы отпраздновать Великую Победу. Завод перешел на производство мирной продукции – пассажирских судов, сухогрузных теплоходов и рефрижераторов. В годы освоения нефтегазовых богатств Западной Сибири построена плавучая электростанция "Северное сияние", за что судостроители получили Государственную премию СССР.

Тюменский аккумуляторный завод

В октябре 114 вагонов с имуществом завода отправились из Подольска в Тюмень, однако в город составы прибыли лишь во второй половине ноября. С составом было направлено около полусотни специалистов и квалифицированных рабочих Подольского завода. Остальную часть работников планировалось набрать из местных жителей.

Без стока промышленных вод аккумуляторное производство невозможно, поэтому рабочие сутками трудились над прокладкой канализационной трубы. Им пришлось в лютые морозы тянуть длинную траншею глубиной четыре метра от завода на улице Луначарского до реки Туры. Рабочие разводили костры через каждые десять метров, чтобы прогреть промерзшую землю, и снова брались за лопаты. Работы не останавливались ни днем, ни ночью. Мужчины за день работы должны были выполнить норму два кубометра, женщины – один. 

Подольский аккумуляторный завод в Тюмени следовало восстановить к 10 мая 1942 года. Однако уже в январе-феврале представитель Наркомата обороны на заводе принял первые четыре тысячи аккумуляторных батарей, изготовленных в Тюмени, то есть аккумуляторный завод на улице Луначарского был введен в строй и выдал первую продукцию уже через два месяца после отгрузки оборудования.

фото:Tumix.ru

Превышение установленного графика сыграло большую роль в дальнейшей судьбе аккумуляторного завода в Тюмени. В начале 1942 года, когда наступление немецко-фашистских войск было остановлено, было принято решение о восстановлении аккумуляторного завода в Подольске.

На Тюменском аккумуляторном заводе работы продолжались вплоть до 1945 года. В цехах поначалу стоял мороз. Работники надевали на себя все, что придется, лишь бы было потеплей, только спустя время поставили  печку-буржуйку. К 1945 году завод довел количество произведенных со дня основания аккумуляторных батарей до полумиллиона единиц.

В послевоенное время медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг." были награждены 411 заводчан.

Тюменский завод пластмасс

На улице Первомайской в годы Великой Отечественной войны начал свою работу Тюменский завод пластмасс, коллектив которого занимался производством стратегически важной для фронта продукции. 

Тюменский завод пластмасс был создан на базе московского завода №94 и Днепродзержинского пластмассового завода. На базе этих производств создали Тюменский завод пластмасс Главного управления промышленности пластических масс Наркомата химической промышленности СССР. В большинстве сохранившихся архивных документов завод фигурирует под № 636.

Наладить в сжатые сроки новое производство было непросто. По руководством директора завода – химика-технолога Григория Ахалая – коллектив в сжатые сроки сумел разработать проект цеха смол мощностью 6000 тонн в год. Благодаря ударной работе удалось досрочно выполнить монтаж цеха смол и запустить вспомогательное хозяйство. Главное достижение первых месяцев – максимально оперативно началось производство ценной для оборонной промышленности продукции.

фото:Tumix.ru

емп работ сотрудники завода не сбавляли и в последующие годы, производство постоянно развивалось, чтобы соответствовать потребностям фронта. В 1944 году был начат выпуск бенелитовых смол, необходимых для авиационной фанеры. В 1945 году, когда в скорой победе СССР уже никто не сомневался, завод начинают постепенно переводить на выпуск гражданской продукции из пластмассы, всего производилось около 400 наименований товаров из пластмассы. После окончания войны предприятие окончательно сменило профиль.

Тюменский приборостроительный завод

История Тюменского приборостроительного завода также начинается с военных лет, когда в 1941 году в Сибирь был эвакуирован киевский завод № 5 "Цепи Галля", на его основе и был создан в последствии тюменский завод. В годы войны на предприятии собирали военное оборудование.

В 1941 году в цехах завода приступили к изготовлению пистолетов-пулеметов ППШ, опытный образец которых был изготовлен уже к 20 декабря. Коллектив предприятия включился в выполнение заказов для фронта.

фото:Tumix.ru

После Победы завод возвратился на Украину, но Тюменский приборостроительный завод продолжил свою работу и в 1951 году был переименован в "Тюменский весовой завод". 

Тюменский химико-фармацевтический завод

В Тюмень в октябре 1941 года был эвакуирован Московский химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова. Он был размещен в помещении мебельной фабрики "Победа".

Вместе с оборудованием в город прибыло и более 250 специалистов. В Тюмени москвичи с серьезными трудностями: не было ни силового хозяйства, ни водопровода, ни канализации, отсутствовали благоустроенные подъездные пути к предприятию. Осуществлять пуск производственных мощностей приходилось в крайне тяжелых условиях. В тридцатиградусный мороз рабочие рыли котлованы под фундамент, прокладывали линии водопровода и канализации.

Между тем, коллектив завода начал выпуск медикаментов с первых дней пребывания в Тюмени. Их изготавливали в чугунных эмалированных кристаллизаторах, вмазанных в кирпичные печи на дровяных топках. Уже к 1 февраля 1942 года предполагалось изготовить сублимированный йод, соли кофеина, хлористый натрий, а позднее и другие препараты. Продукция направлялась на заводы Челябинска, Воронежа, Казани, Хабаровска, Москвы, а также на фабрику эндокринных препаратов в Новосибирск. Труд химиков и фармакологов был настолько важен, что правительство приравняло заводы медицинской промышленности к предприятиям оборонного значения.

фото с сайта: "Путешествуй с нами"

 то же время, рабочие предприятия оказали серьезную помощь энергетикам города. В конце 1943 года сотрудники Тюменской ТЭЦ столкнулись с непредвиденными трудностями. В трубах всех пяти котлов электростанции отложился очень большой слой накипи. Его невозможно было удалить механическим путем. По просьбе директора ТЭЦ химики завода подвергли котлы особой очистке – "кислотной парке". За трое суток котлы электростанции были полностью очищены от накипи и пущены в эксплуатацию. Это спасло все предприятия Тюмени, работающие на нужды фронта, от простоя, так как ТЭЦ в то время была единственным поставщиком электроэнергии в городе.

На протяжении войны коллектив завода справлялся со всеми заданиями по выпуску медикаментов.

В 1948 году Министерство здравоохранения СССР приняло решение, что завод №39 остаётся в Тюмени. В это же время он был переименован в "Тюменский химико-фармацевтический завод". 

Всего в годы войны в Тюмень было эвакуировано 29 учреждений и промышленных предприятий из Центральной России и Украины. Все они в короткие сроки были выведены на производственные мощности и успешно работали все военные годы, большинство при этом перевыполняли поставленные планы, а знаменитый лозунг "Все для фронта! Все для победы!" стал для тюменцев принципом жизни. Многие работавшие на предприятиях горожане после войны были награждены почетными медалями.

фото:Tumix.ru

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.