+2° С
Все новости этой рубрики>

"Роботы не заменят людей" и "Мало быть умным": о чем еще говорили на Губернаторских чтениях в Тюмени

25 апреля 2018, 15:43 1035
Сегодня, 25 апреля, в Тюмени говорят о серьезном: трансформация российского человеческого капитала стала темой уже 32-х Губернаторских чтений, которые проходят в областной столице на базе Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева.

"Чтения" начинаются с опозданием в 10 минут: гости приходят заблаговременно, тихо называя свои фамилии регистраторам, рассаживаются и ждут, делясь с соседями мыслями о предстоящем мероприятии. Губернатор тюменского региона Владимир Якушев приветствует собравшихся в зале и говорит, что тема человеческого капитала давно находится в фокусе его внимания, причем, поднимается она не только на Губернаторских чтениях, но уже не первый год становится одним из приоритетов всей политики тюменского развития. И, по словам первого человека в области, есть ощущение, что мы, тюменцы, способны на большее, и нашим начинаниям еще только предстоит сложиться в целостную систему и обеспечить тем самым мощный синергетический эффект.

В целом же, по мнению Владимира Якушева, производство человеческого капитала в регионе более-менее освоено, только важно не просто обладать теми или иными талантами, но и уметь правильно распоряжаться ими. "Если мы зароем наши таланты в землю, то все усилия, приложенные к их производству, пропадут впустую", – подчеркнул губернатор.

Кстати сказать, основным докладчиком Губернаторских чтений стал Владимир Гимпельсон, ординарный профессор и директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики и соавтор недавнего доклада ЦСР "Российский рынок труда – тенденции, институты, структурные изменения". Владимир Якушев сообщил профессору, что собравшиеся в зале ждут не только теоретических обобщений, но, в основном, идей, которые в будущем можно было бы применять на практике в нашем регионе.

"Человеческий капитал" – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. По заявлению московского профессора Владимира Гимпельсона, Россия занимает лидирующую позицию по производству и накоплению человеческого капитала, который, правда, неэффективно используется и потому быстро обесценивается. Несмотря на это, в нашей стране высшее образование стало своего рода социальной нормой, только вот умеют ли все из нас применять вузовские знания в жизни?

"Человеческий капитал связан с экономическим ростом. В этом сегодня не сомневается никто, экономисты здесь практически достигли консенсуса. Экономический рост определяется производительностью труда, а умение производить товары, услуги, идеи – функция человеческого капитала. Но влияние человеческого капитала на производительность не предопределено. Об этом сказал во вступительном слове и губернатор Тюменской области Владимир Якушев: недостаточно иметь большой человеческий капитал. Мало быть умным! Надо, чтобы знания и умения были востребованы. Только тогда человеческий капитал приносит отдачу", – отметил профессор.

Как утверждает Владимир Гимпельсон, в структуре занятого населения страны доля людей с высшим образованием за 15 лет возросла – с 23% до 35%. Именно по этому показателю Россия находится в числе мировых лидеров. Также, по словам московского профессора, доля работающих людей, которые имеют лишь начальное образование (или вообще не имеют никакого образования), постоянно снижается и, в целом, стремится к нулю. Правда, в то же время профессии, которые не требуют никакого образования, остаются... Но, по мнению Владимира Гимпельсона, количество таких рабочих мест уменьшаться не будет.

"Кто будет выполнять низкоквалифицированную работу? – риторически спросил профессор. – Это проблема всех развитых стран. И не надо тешить себя иллюзиями, что придут роботы и всё за нас сделают".

Самыми массовыми профессиями в нашей стране, по данным Владимира Гимпельсона, остаются продавцы и водители легковых автомобилей. Кто-то из-за зала спросил, а как же охранники? Профессия охранника, по словам москвича, находится на пятом месте.

"Новые молодежные когорты, выходящие на рынок труда, имеют более высокий образовательный уровень, чем предыдущие. Часто спрашивают – не перебарщиваем ли мы с высшим образованием? Но задача не в том, чтобы сократить долю специалистов с вузовскими дипломами, а в том, чтобы сделать наше образование лучше, наполнить его более качественным содержанием", – заключил Владимир Гимпельсон.

В целом, Владимир Гимпельсон отметил, что, к сожалению, система образования не настроена на создание социальных навыков ("Инженер должен владеть не только профессиональными навыками, но и набором социальных навыков"). В настоящее время наблюдается достаточно любопытная тенденция: большое количество сотрудников не работают на одном месте и года... Они мобильны, но кочуя от одной фирмы к другой, не успевают накопить специфические навыки... Людям, судя по всему, не хватает как раз социальных навыков, которые, по убеждению столичного профессора, ребенку нужно прививать еще на дошкольном уровне.

В целом, помните, что диплом – словно автомобиль. Если не следить за его состоянием, не обновлять детали, то рано или поздно он придет в негодность и станет бесполезным. Точно также и с вашим образованием. Знания и умения, полученные в процессе обучения, должны применяться на практике. Кроме того, необходимо задумываться о дополнительном образовании, о приобретении новых навыков и умений.

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.