-18° С
USD
56,7608
+0,1071

EUR
69,6341
-0,1746

Все новости этой рубрики>

Легкие деньги: сомелье, сценарист и ведущий об изнанке профессии

28 января, 18:04 660
Есть профессии, которые на первый взгляд сплошной праздник. Кажется, кто угодно может этим заниматься, и непонятно, за что вообще люди деньги получают.

Корреспондент Rabota.ru развенчивает мифы о легких деньгах.

 

 

Евгений Богданов, президент Московской ассоциации сомелье

 

Миф № 1. Сомелье – это тот же официант, но с винной картой

 

Хороший сомелье может приносить до 30−40% выручки, поэтому престиж этой профессии должен быть выше – если не на уровне шеф-повара, то как минимум в прямом подчинении управляющего или директора ресторана.

 

Помимо работы с гостями у сомелье еще масса обязанностей. Во-первых, составить винную карту. Для этого нужно обладать хорошими знаниями в области виноделия, производства, географии. Во-вторых, купить вино. Сомелье должен знать систему документооборота в алкогольной сфере – какими должны быть лицензии, накладные, счет-фактуры и.т.д. Переговоры с поставщиками тоже забота сомелье: у каждого свои скидки, ассортимент, условия – важно выбрать лучший вариант. В-третьих, задача специалиста организовать максимально правильное хранение для вина в ресторане, проводить инвентаризацию – сомелье лицо материально ответственное.

 

Миф № 2. Сомелье просто "впаривает" вина, ничего тут сложного нет

 

"Впаривать" вина мне не приходилось. Винную карту ты составляешь сам. И даже если ресторан по каким-то причинам сотрудничает только с одной виноторговой компанией, важно, чтобы ассортимент поставщика был максимально широким. Хороший сомелье понимает, что неважно, за сколько гость купит вино, если это случится один раз. Задача сомелье – сохранить клиента и сделать его постоянным посетителем. Сомелье получает процент с продаж любого вина, поэтому в долгосрочной перспективе лучше продать несколько бутылок дешевле, чем один раз дорогую.

 

В винной карте ресторана 150−200 позиций, и непрофессионалу крайне сложно разобраться. Задача сомелье порекомендовать то, что подойдет именно этому человеку, именно в этом настроении, именно в это время года. При этом нужно учитывать и вкус клиента: вино, которое высоко ценится профессионалами, может категорически не понравиться неофитам. Кстати, если сомелье что-то настоятельно рекомендовал гостю, а ему не понравилось, платить за ошибку придется специалисту.

 

Как правило, сомелье работают в ресторанах высокого класса с очень состоятельными людьми, и характер у них проявляется по-разному. Поэтому важно быть еще и хорошим психологом. Кто-то пришел с девушкой, соответственно, нужно при подаче произвести впечатление, даже если гость выбрал очень простое вино. Иногда люди приходят в ресторан не в настроении, и им вообще ничего не нравится. Могут сказать, что вино испорчено (даже если это не так) и попросить заменить бутылку. И тут задача сомелье – переубедить, найти подход к человеку. Это часть работы. Нужно просто проявить терпение и работать с этим человеком, как и с другими гостями. Самое приятное – когда проблемный гость в итоге уходит с благодарностью.

 

Миф № 3. Сомелье все время дегустирует (а точнее – пьет)

 

Среди сомелье алкоголики встречаются не чаще, чем среди людей любых других профессий. Для высококлассного сомелье вино – это прежде всего эногастрономическая культура, а не алкогольный напиток. Конечно, сомелье пробует вино перед подачей на стол, для того чтобы гарантировать качество (вино подвержено разным болезням и может оказаться испорченным). Во время профессиональных дегустаций за день сомелье может попробовать более сотни образцов. Но, дегустируя, мы каждый раз сплевываем. Так что я практически всегда за рулем. И проблем с ГИБДД у меня ни разу не было.

 

Миф 4. У профессии сомелье нет будущего

 

У сомелье есть разные варианты развития карьеры. Кто-то в процессе работы знакомится с инвесторами и открывает свое дело – например, винотеку. Можно найти работу в виноторговых компаниях или проводить частные дегустации. Кто-то даже приобретает собственные виноградники и начинает производить вино. Я почти 10 лет отработал сомелье в ресторане, за это время дважды стал лучшим сомелье России, сейчас руковожу департаментом стратегического развития в группе компаний Simple. Мы осуществляем экспертную поддержку продаж полного цикла. Вариантов для развития сомелье достаточно много. Важно определить для себя, в каком виде работа с вином тебе ближе.

Александр Пронин, сценарист, преподаватель ВГИКа

 

Миф № 1. Сценарист – это премии, почет и любовь зрителей

 

Каждый раз, набирая мастерскую, мы честно предупреждаем абитуриентов, чтобы они не питали иллюзий. Труд это неблагодарный. Пока сценарий пишется, о тебе помнят. Сдал работу – все: хорошо, если о дате премьеры сообщат. Получилось кино – это заслуга режиссера, актеров, продюсера. Сценарист, как правило, остается в тени их славы. Не получилось кино – значит, сценарий был плохой. При этом важно учитывать, что если ты что-то хорошо написал, не факт, что это хорошо снимут. А могут и вообще не снять.

 

Когда оказываешься в незнакомой не киношной компании, и люди узнают, что ты сценарист, – типичная реакция: "О! И что ты снял?". В такой момент чувствуешь себя так, будто стоишь на сцене стрип-клуба. Для слепых. Как-то наткнулся в интернете на забавный зрительский комментарий по поводу одного фильма по моему сценарию: "Режиссер – молодчина. Актеры сыграли на пять с плюсом. Отличная операторская работа. Музыка просто дивная. Единственный вопрос к сценаристу: зачем на главного героя напялили такую уродскую майку?".

 

Миф № 2. Гонорарам сценаристов можно позавидовать

 

Крепкие ремесленники с хорошими связями и рекомендациями вполне могут обеспечивать себя и семью на достойном уровне. Но у нас нестабильный заработок и полное отсутствие социальных гарантий. Живем по принципу: волка ноги кормят, а загнанных лошадей пристреливают. Гонорар зависит от бюджета проекта, профессиональной репутации фигуранта и его умения вести переговоры – это не самая приятная, но существенная сторона профессиональной деятельности. Нужно уметь не только писать, но также считать и читать то, под чем подписываешься.

 

Миф № 3. Сценарист творит, когда и как прикажет муза

 

Думаете, это легко – изо дня в день разговаривать за десятки разных несуществующих людей, придумывать им серьезные проблемы, а потом – эффектные способы их решения? У каждого автора своя творческая кухня. Но всех объединяет одно: даже когда мы отдыхаем, наша работа продолжается. Ведь до определенной степени сценарист лепит образы с натуры и моделирует ситуации, которые берет из жизни.

 

Я, как и большинство сценаристов, работаю дома. Ни докучающих коллег, ни строгих начальников. Захотел – лег спать или устроил себе выходной. С другой стороны, работая по договору, сценарист должен уложиться в сроки и выполнить работу качественно. Нужно буквально из ничего создать то, что станет отправной точкой дорогостоящего производства. Приходится совмещать в себе ответственного начальника с безалаберным подчиненным. Словом, живу в перманентном состоянии внутреннего конфликта и надеюсь не на музу, а исключительно на самодисциплину.

Еще замечу, что сценаристы в основном работают на заказ. Зачастую приходится расписывать не свои, а продюсерские замыслы.

 

Миф № 4. Для сценариста главное – талант, а без образования можно обойтись

 

Да, если ты прирожденный драматург (большая редкость во все времена). Талант можно развить, сломав в себе свойственное большинству людей прозаическое сознание и освоив сценарное ремесло. Для этого и необходимо профильное образование. Важно не путать его с курсами "сценарных гуру". Ведь рассказать о структуре сюжета и прочей сценарной машинерии можно не за 2 месяца и даже не за 2 недели, а за 20 минут. Вы получите лишь иллюзию того, что приобщились к профессии. Впрочем, иногда талант и квалификация могут даже помешать зарабатывать, потому что тормозят выполнение заказа: иногда телевизионный конвейер выдает такую специфическую продукцию, что качеством драматургического материала можно пренебречь.

 

 

Эд Вишневский, ведущий мероприятий

 

Миф № 1. Стать ведущим проще простого, главное желание

 

Часто гости на празднике говорят: "Тоже мне работа – болтать в микрофон. Каждый дурак может". И в какой-то момент в профессии появилось много новичков. Люди сходили на пару свадеб, посмотрели, как это делается, и подумали: "А чем я хуже? Все говорят, что я веселый, в школе на праздниках выступал". Провести 1−2 мероприятия могут многие, кто не стесняется выступать на публике, умеет к месту шутить и поддержать разговор. Но провести круто 20 мероприятий в месяц могут лишь 20% из них, а на протяжении 5−6 лет с дистанции сходят 99% новичков.

 

5−6 часов дарить энергию, подстраиваться под разных людей, находить изящный выход из непростых ситуаций – большой труд. Важно всегда быть в хорошей форме, заниматься развитием, что затратно по времени и силам. Но от этого зависит твоя стоимость.

 

Я постоянно расширяю кругозор, чтобы и с папой жениха обсуждать футбол, и тут же с подружкой невесты – новинки сериалов. Читаю профильные форумы, минимум раз в неделю смотрю вебинары. Три-четыре раза в год посещаю тренинги для ведущих. Несколько раз в неделю хожу на английский: на праздники приходят иностранцы. Изучаю непрофильные полезные предметы – например, режиссуру или психологию.

 

В нашем деле есть возрастной ценз. Раньше считалось, что хороший ведущий – это дяденька с усами, 50 лет – тамада, в общем. Теперь более востребованы ведущие в возрасте 25−35 лет.

 

Женщинам в профессии тяжелее: приходится либо работать в паре, либо на выездных регистрациях. Хотя я знаю около 10 крутых свадебных ведущих – женщин. Но основная масса выбирает мужчин.

 

Миф № 2. Вести мероприятие легко – бери сценарий и работай

 

Можно взять сценарий или идеи в интернете, подсмотреть у других, но если под этим нет своей базы, рано или поздно сдуешься. Никому не нужен ведущий, который работает по шаблону. Вести свадьбу по готовому сценарию – большой риск. Надумали гости украсть невесту, и у тебя все с головы на ноги перевернулось. У меня обычно достаточно гибкий сценарий, в основном импровизирую, поэтому мне несложно подстроиться. Раньше у ведущего была двадцатка классных конкурсов, а сейчас бывают мероприятия вообще без конкурсов.

 

Миф № 3. Ведущие гребут деньги лопатой

 

В Москве и Петербурге команда из ведущего и диджея берет в среднем 50−70 тысяч. Бывают чаевые – однажды у меня они превзошли гонорар. Если ты давно на рынке, тебя знают и любят, вполне можно больше нигде не работать: у тебя достаточно заказов.

В сезон свадеб за месяц может быть порядка 20 мероприятий. В основном ведущий работает активно лето и в первой половине октября и в марте-апреле. Декабрь-январь – корпоративы. Посреди года бывают еще юбилеи и мероприятия другого рода. Есть поверье, будто в мае нельзя жениться, поэтому многие ведущие в это время уезжают в отпуск. 

Многим кажется, что ведущие деньги гребут лопатой. Говорят: "Сколько вы получаете за мероприятие? Да я за эти деньги месяц в офисе вкалываю!". Но, во-первых, мы работаем в команде с диджеем, который получает 30−40% гонорара. Во-вторых, у ведущего хорошего уровня много обязательных трат. На внешний вид за год уходит не меньше 200 тысяч – покупаю хорошие туфли, костюмы, сорочки, хожу в спортзал. Как уже говорил, много трачу на профессиональное развитие – около 100 тысяч в год. Также я оплачиваю интернет-рекламу. 

Миф № 4. Ведущие вкалывают в сезон, зато потом отдыхают 

5−6 часов работы на мероприятии – верхушка айсберга. На подготовительную работу уходит минимум 15 часов – это встречи с заказчиками, разработка программы. Нужно заниматься продвижением (SMM, контекстная реклама) и профессиональным развитием. Так что на период затишья работы хватает.

Миф № 5. Ведущий не откажется выпить или познакомиться с симпатичной гостьей 

Еще 5 лет назад нам приходилось говорить, что мы не пьем на мероприятиях. Тогда считалось, для тамады выпить – неотъемлемая часть профессии. Сейчас предлагают гораздо реже. Я всегда говорю, что за рулем (и это чистая правда!). 

По поводу знакомств – во-первых, я женат, а во-вторых, моя репутация стоит выше многих соблазнов. Если ты профессионально ведешь мероприятия, то у тебя в этот момент даже мыслей ни про знакомства, ни про выпивку не возникает. 

Миф № 6. Ведущий и в обычной жизни веселит всех 

В незнакомой компании мне часто говорят: "Ты парень креативный, развесели нас". Друзья считают, что я человек общительный, веселый, но не 24 часа в сутки.

Миф № 7. Ведущий не самый лучший семьянин 

Мы работаем тогда, когда остальные отдыхают – в выходные, в Новый год и другие праздники. Мои родные и друзья это понимают. Я стараюсь уделять им внимание в свободное время. Нужно сохранять баланс, потому что если у ведущего в какой-то сфере жизни проблемы, рано или поздно это "вылезет" в неподходящий момент. 

Миф № 8. Какая свадьба без скандала и драки? 

К счастью, с драками или скандалами я пока не сталкивался, хотя от других слышал столько историй, что на книгу хватит. Например, когда невеста или жених рвали свидетельство о браке – это еще самое безобидное. Но в любом случае на свадьбах хватает накладок, и я к ним стараюсь относиться философски. Иногда идет дождь, бывают пробки, есть специалисты, которые подводят. Однажды на свадьбу не приехал видеооператор – на молодоженах не было лица. И тут требуется большой профессионализм ведущего, чтобы подобное сгладить.

Миф № 9. Ведущие обожают глупые конкурсы 

Большинство знакомых мне ведущих такое не включают в программу. Я тоже. Зачем ставить человека в глупое положение? Клиенты чаще всего не любят "нафталиновые" конкурсы. А гостям порой приходится рассказывать, что мы не проводим прыжки в мешках и у нас мероприятие другого уровня. Но с таким сталкиваешься все реже.

Светлана Ломова
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.