-2° С
Все новости этой рубрики>

Тема недели: кто принимает допинг – политики или спортсмены?

24 ноября 2017, 17:00 1667
Спорт всегда считался полем, свободным от политической игры. Но когда в 2014 году немецкий телеканал ARD выпустил в эфир первый из документальных фильмов о применении допинга российскими легкоатлетами, незримая защитная стена дала трещину. Сейчас, похоже, она окончательно исчезла.

Громкий допинговый скандал разразился в ноябре 2015 года, когда сотрудники ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) закончили проверку, инициированную после выхода фильма. Они опубликовали отчет, из которого стало ясно – система применения допинга в России открыто существует, и участвуют в ней все, от чиновников и спецслужб до тренеров и спортсменов.

В отчете же сообщалось, что Григорий Родченков, директор московской антидопинговой лаборатории, перед проверкой приказал уничтожить полторы тысячи проб спортсменов. В ответ на это обвинение Родченков заявил, что сотрудники ВАДА ошибаются, однако уволился и вскоре вовсе перебрался в США, якобы подлечиться.

Тогда лабораторию лишили аккредитации, российское антидопинговое агентство РУСАДА признали несоответствующим кодексу, а российских легкоатлетов отстранили от соревнований.

Справка. Григорий Родченков – специалист по выявлению допинга, бывший директор ФГУП "Антидопинговое агентство". С января 2016 года живет в США. В мае 2016 года он дал интервью изданию The New York Times.

Опубликованный после этого доклад Ричарда Макларена, канадского профессора права, стал уже словом нарицательным. Доклад был посвящен расследованию показаний Григория Родченкова, и якобы Макларен смог отыскать убедительное подтверждение, что слова Родченкова – правда.

Но что такое допинг, о котором столько говорят? По незнанию, к этой категории можно отнести фактически все, что угодно. Лариса Темпель, заместитель главного врача ГАУЗ ТО "Областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" (Тюмень), согласилась ответить на наши вопросы.

– Допинг, согласно определению международной комиссии олимпийского комитета, – это введение в организм спортсмена любым путем (таблетки, уколы, вдыхание паров) фармакологических или других препаратов, которые искусственно повышают работоспособность и спортивный результат, – объяснила она. – Причем допингом фармакологический препарат можно считать лишь в том случае, если он сам или продукты его распада определены в крови или моче спортсмена с высокой точностью достоверности (!).

Допинг, который приносит пользу, – это нонсенс. Такие препараты подавляют естественные физиологические реакции тела, которые предохраняют организм от перенапряжения. В результате после кратковременного усиления наступает фаза угнетения.

– Зоя Миронова, кавалер олимпийского ордена, профессор и спортивный врач, однажды заметила: "Спортсменам я бы выдавала медаль с надписью “Принимал анаболики”. Ты становишься временно сильным, чтобы потом на всю жизнь сделаться слабым", – отметила Лариса Анатольевна.

Чаще всего препараты разделяют на пять групп, ознакомиться с ними можно в специальном документе – списке запрещенных средств, который присутствует на сайтах всех спортивных организаций, а также в обязательном порядке на сайте ВАДА.

– И все же, несмотря на высокий риск остаться инвалидом на всю жизнь, многие спортсмены готовы на это. Спортсменов спрашивали: "Если бы на сегодняшний день ты выиграл, но ты знаешь, что сегодня победу одержишь, но завтра будешь списан, пойдешь ли на это?", очень часто отвечают, что да, пойдут. То есть, достигая спортивных результатов, они знают, что через 15-20 лет их ждут недуги, – привела статистику Лариса Анатольевна. – Это неудивительно. Многие люди, когда уходят в спорт, намерены достичь определенного результата. И существует незримое мнение, особенно в силовых видах, что если не будешь ничего принимать, не сможешь ничего добиться. В последнее время очень изменились подходы, выросла физическая активность, спортсменам приходится больше выкладываться, работают практически на износ.

Пострадали в первую очередь спортсмены – паралимпийцы не смогли участвовать в международных играх, Сочи лишился Чемпионата мира-2017 по бобслею, Тюмень – этапа Кубка мира по биатлону, а Остров (Псковская область) – Чемпионата мира среди молодежи и юниоров.

РУСАДА старалась выполнить все требования ВАДА, чтобы Совет учредителей агентства восстановил ее в правах. Однако в результате начались пожизненные дисквалификации, а ВАДА отказала российскому антидопинговому агентству, поскольку в России должны признать все выводы доклада Макларена.

– Александр Жуков, президент Олимпийского комитета России, призвал нас не делать РУСАДА заложником этих политических требований. Но, во-первых, это условия "дорожной карты", которую приняли российские власти. Во-вторых, вопрос закрытых городов все еще в процессе решения, и пока полного доступа нет. И, в-третьих, что самое важное, вопрос к вам состоит в том, что если прошлая работа РУСАДА была полностью коррумпирована... и вы это отрицаете, как вы можете гарантировать, что это не повторится? – цитирует слова Джонатана Тэйлора, главы комитета по соответствию ВАДА "Интерфакс".

Возможно, спортсмены не знали, что принимают? Евгений Бондарь, зампредседателя ТРОО СКЕ центр ММА (Тюмень), один из немногих тренеров согласился открыто поговорить на эту тему.

– Когда спортсмен находится на высоком уровне, он знает что ему принимать, а что нет, что допинг, а что нет. Это все выдуманные истории, когда говорят: "Что-то дают, а мы не знаем что, но едим или ставим". Полная ерунда. Человек должен отдавать отчет своим действиям.

Согласились с ним и в Федерации фигурного катания на Коньках России. Ольга Ермолина, пресс-атташе ФФККР, подчеркнула, что спортсмен не может не знать о допинге.

– Все прописывает врач. И если перед соревнованиями спортсмен болел, то его проверяют, а также он заполняет соответствующие документы, где прописывает все лекарства, которые были использованы, – пояснила она.

Лариса Анатольевна подтвердила их слова. Все лекарства прописывают врачи, которые следят за здоровьем спортсменов, особенно спортсменов высокой квалификации.

– Прописывают все медикаменты личные врачи спортсменов высокой квалификации. Вся спортивная общественность знает о том, что если у спортсмена возникает необходимость принятия какого-либо препарата, этот препарат согласовывается. Может дойти до официального обращения в ВАДА, необходимо указать имя спортсмена, диагноз, кто и что назначил. И тогда уже ВАДА могут указать, какие лекарства разрешены, а какие нужно убрать, – объяснила она схему.

Лариса Анатольевна рассказала, как проходит сама процедура выявления допинга. Спортсмены несут личную ответственность за наличие в их организме запрещенных препаратов. Существует два вида контроля:

1) внесоревновательный (проводят задолго перед или после соревнований);
2) соревновательный (проводят непосредственно во время действующих соревнований).

Проводят контроль допинг-офицеры, они все задолго до поступления на работу проходят тщательный отбор. Допинг-контролю подвергаются спортсмены высшей квалификации, для этого они сдают мочу.

Пробы могут анализироваться только в лабораториях, аккредитованных ВАДА. В настоящий момент во всем мире аккредитовано 34 лаборатории. При проведении анализа лаборатория не располагает информацией о личности спортсмена. Им передаются только данные о номере пробы, которые позволяют впоследствии, "привязать" результаты анализа к профилю конкретного спортсмена.

Сейчас самый главный вопрос – поедут ли российские спортсмены на Олимпийские игры-2018, которые пройдут в Пхёнчхане, Республике Корея. Многие международные организации призывают отстранить Россию от игр, однако глава оргкомитета Ли Хи Бом ждет российских спортсменов.

– На данный момент рано говорить, что Россия не будет участвовать в Играх. Мы в оргкомитете [Игр] искренне желаем, чтобы все страны участвовали, особенно Россия, – приводят его слова "Известия". Также Ли Хи Бом отметил высокий уровень подготовки российских спортсменов.

Спорт, судя по всему, превратился в арену для политических игр. Проблема в том, что страдают от этого в первую очередь простые спортсмены, которые в этом случае подневольные лица. Лавина начинается всегда с маленького камешка, на этот раз таким камешком стала одна московская лаборатория, но в результате лавина накрыла спортсменов со всей страны, в том числе и тюменских. И дело не только в Олимпийских играх, хотя на кону сейчас стоят именно они.

Кто пострадал? В первую очередь, лыжники – медалисты Олимпийских игр в Сочи Александр Легков и Евгений Белов. После них пожизненно дисквалифицировали еще четверых лыжников. Также отстранили и лишили медалей четырех спортсменов-скелетонистов.

Самое любопытное в том, что Международная федерация лыжных видов спорта допустила лыжников к соревнованиям под своей эгидой. Правда, решение не окончательно.

Остальные спортсмены пока сдают новые допинг-пробы в срочном порядке, единственные, кто пока может вздохнуть спокойно – спортсмены, чьи виды спорта не включены в Олимпийские игры. Впрочем, это не значит, что в таких случаях допинг допустим.

– Я отношусь к допингу отрицательно. Считаю, что в спорте ты должен показывать свой максимум, а не максимум препаратов, которые на тебя воздействуют. Конечно, трудно сейчас конкурировать на высоком уровне без допинга, но пока получается. Все зависит индивидуально от спортсмена и стоит ли спорт того, чтобы использовать допинг, решает каждый сам для себя, – отметил Евгений Бондарь.

С другой стороны, на вопрос, действительно ли существует в спорте допинг, он ответил прямо: "Допинг был и есть везде. Больше нечего сказать". Другой вопрос, что спорт все-таки подразумевает соревнование людей, но допинг меняет все.

– Нет допинга – соревнуются люди, есть допинг – соревнуются препараты", – подчеркнул Евгений Бондарь. А так в спорте быть не должно.

Источник фото: img.championat.com/news/big/14824978921020945839.jpg
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.