– Олег Федорович, выступая перед участниками пресс-клуба "Неформат", вы говорили, что для реализации любой смарт-программы важно взаимодействие сразу четырех сфер: городских властей, бизнеса, университета и населения. Насколько сейчас тюменские власти готовы реализовать подобные программы?
– У нас очень креативный губернатор, и он умеет и любит быть первым, кроме этого, у нас очень амбициозный мэр. Разумеется, мы не могли бы ходить на пресс-клуб, не разговаривая с теми, кто определяет судьбу Тюмени и всех цифровых технологий в городе и области. Мы вели беседу с Александром Викторовичем. Он признался, что это задумка по созданию "умного" города является не новой, над ней думают и губернатор, и мэр, и я очень надеюсь, даже уверен, что такой проект будет создан в городе. Объясню почему: другого пути просто нет.
В прошлом году официально на экономическом форуме было объявлено о наступлении новой технической революции, о революции смарт-технологий. И я не лукавил, когда говорил, что возникает новый уклад жизни людей. Уже растет новое поколение, которое знает не просто английский язык, а которое разбирается во всех гаджетах, в компьютере, в технологиях.
– В ходе обсуждения участники клуба сошлись во мнении, что для умного города нужны умные люди. В Тюмени они есть?
– Smart-people – это одно из направлений нашего проекта. Над этим будет работать наша кафедра социологии. И мы думаем над тем, что такое вообще Smart-people? Во-первых, это подготовка качественных специалистов, хороших кадров, которых уже воспринимают, как экспертов. Второе это работа с населением со стороны университета – повышение квалификации.
– То есть таких людей еще нужно "создать"?
– Да, совершенно верно. На пресс-клубе говорили, что только 32% населения подают документы через интернет в Росреестр. Такая цифра ведь от неосведомленности. Сейчас идет областная программа по обучению компьютерной грамотности среди старшего поколения. И это как раз просветительская работа. Она должна быть на альтруистических началах при университете, или она должна быть кем-то частично оплачена – но без этого не получится: среди этих четырех субъектов – население главное. Для него все это делается.
Мы все ценим европейские ценности – все для человека, это когда мне комфортно, когда качество жизни иное. Эта идеология направлена не для бизнеса, не для власти, не для того, чтобы государственные чиновники могли с собой общаться, используя какие-то продукты, хотя и это тоже. Прежде всего, все делается для населения.
– Сегодня в университетах есть программы, которые воспитывают Smart–people?
Сегодня в университете 14 кафедр интегрированы в проект Smart City. В том числе молодые кафедры водоотведения и водоснабжения, кафдера автомобильного транспорта, которые занимаются умными дорогами, или кафедра строительства или социалогии. И есть группа, которая занимается разработкой концептуального видения.
Если мы создадим кучу сервисов, кучу приложений, в то время как нет smart-people, тогда кто ими будет пользоваться? Мы должны с помощью концептуального видения задуматься об этом. Чтобы уже в реальных программах об этом знать, и тогда это будет востребовано и оценено, как хорошая услуга.
– Когда мы уже сможем увидеть первые результаты по работе со "Ростелекомом"*?
– Первое – принятие решения, второе – проект. Я очень надеюсь, что будет принято волевое решение, власть возьмет все в свои руки с точки зрения управления и координации и каждый найдет свою роль. Мы, как университет, найдем свою роль как координаторы, методологи, которые смогут проанализировать, просмотреть лучший опыт, оценить финансово. Показать власти, чтобы они решили, строить ли мосты-развязки или вкладывать в смарт-пипл.
Какое решение не было бы у власти, мы все равно заключим с "Ростелекомом" соглашение о развитии интеллектуальной транспортной системы. Если развитие транспортной системы будет положительным, то оно будет более эффективным. В противном случае мы будем реализовывать это в рамках гранта, который выиграли в министерстве образования, в рамках учебных программ. В любом случае это будет.
* ТИУ подал заявку на участие в программе по созданию пилотных проектов от компании "Ростелеком". Соглашения пока не подписано, но шансы на создание технологий у университета есть. Всего в программе участвует 50 городов, и каждый должен предоставить разработки по одному из направлений. Тюмень же остановилась именно на дорожной тематике. По мнению Олега Данилова, именно дороги для Тюмени сегодня являются наиболее успешным проектом для создания цифровых технологий.
Напомним, сегодня ТИУ готовится представить еще один проект Smart – технологий. Университет планируют построить "умный" парк, это будет отапливаемый остановочный комплекс со smart-парком, наполненный IT-технологиями.