Даже в известных местах встречаются неизвестные дороги; даже находясь дома, можно потеряться, выбрав не тот путь.
Нико О’Донохью – автор скрытный, о нем почти ничего неизвестно, кроме того, что Николас преподает английскую литературу в университете. Родился он в 1952 году и начинал писательскую карьеру с детективов о частном следователе Натане Филипсе. После этого написал несколько рассказов для сборников истории "Сага о Копье".
Россияне знают Ника по трилогии "Перекрестки". Первая книга "Ветеринар для единорога" вышла в 1994 году, на русском "АСТ" издало книгу в 1996 году в серии "Век Дракона".
Герои – это как наркотик или алкоголь; они могут принести с собой проблемы, о которых ты и не подозреваешь.
Казалось бы, сюжет уже известен искушенным читателям. Есть в героях король Брандал, именно с него начинается книга, именно Брандал объясняет в разговоре с кошкой-цветочницей, что Перекрестку грозит война. На Перекрестке войн не бывает, но вот же – всегда случаются несчастливые исключения из правил.
Еще в героях есть студентка Бидж Воган, ветеринар, почти выпускница. Волею судеб она оказывается на Перекрестке, где помогает единорогу и знакомится со старым фавном по имени Филдс.
Предсказуемо? Читатели могли бы сказать: ну конечно, эти двое встретятся, влюбятся и пойдут защищать Перекресток от Морганы.
Ничего подобного!
Кто одинок, кого постигла неудача, кто утратил надежду, тот рано или поздно попадет на Перекресток.
Перекресток – убежище для беглецов или путешественников по мирам. Здесь пасутся единороги, сюда приходят (намеренно или случайно) люди, грифоны умеют язвить, а кентавры поклоняются Богу-Отчиму. Впрочем, Богу-Отчиму в каком-то смысле поклоняются все, хотя "поклонение" не самое подходящее слово. Его просто любят. Бог-Отчим, Бездетный Бог, единственный из Богов, не сумевший создать в своем мире детей, создал Перекресток – для тех, кто потерял свой дом. Перекресток в этом смысле почти утопия, но ее, естественно, не существует.
Брандала на самом деле мало. Он король без войска, единственный слуга – генеральный инспектор, судья и палач в одном лице. У Брандала нет ни замка, ни слуг, он действует сам, выясняя планы врага, и сам выносит в особо тяжких случаях приговор. Враг в этой истории – Моргана, красивая женщина, жестокая женщина. Из первой книги мы узнаем и о ней, и о Брандале меньше, чем хотелось бы, но одно ясно – король Перекрестка отчасти виноват в надвигающейся войне.
Бидж Воган не избранная. Как ни смешно, в итоге она оказывается в каком-то смысле подопытной мышкой. Она не одна: Анни, Ли Энн и Дэйв – их четверо студентов, которые попали на Перекресток по желанию одного из преподавателей университета, Конфетки, или доктора Доббса. Путешествие и почти бесконечная практика, знакомства с новыми людьми и не-людьми накладывают свой неизбежный отпечаток.
Другой вопрос, что у Бидж проблема – она неизлечимо больна, как ее мать, покончившая с собой из-за этого, как ее дед, умерший в муках. Практика помогает ей жить, хоть и мысленно, но Бидж желает покончить с собой, чтобы не запускать болезнь слишком сильно. Ей не хочется терять ориентацию в пространстве, превращаясь в слабоумную женщину.
Большая часть книги посвящена операциям и практике, спасения мира нет, хотя битва в конце происходит. Наверное, это история о работе ветеринаров, даже если в пациентах не привычные собаки и кошки. Молодые ветеринары готовы помочь всем: от единорога до вира (местного ликантропа) или грифона. Еще книга о некоем преодолении себя, наверное. И в первую очередь – об изменениях.
Книга подкупает отсутствием пафоса, избранности, чего-то подобного, чем частенько пестрят нынешние книги. Ничего такого, просто Перекресток, просто работа для ветеринара. Единороги иногда ломают рога, а птенец рока может выпасть из гнезда. Кто-то же должен их лечить.
Если я чему и научился здесь, так это тому, что человек несет ответственность не только за свои поступки, но и за то, чего делать не стал.