-11° С
Все новости этой рубрики>

Тюменские парашютисты: в небе начинаешь ценить жизнь на земле

26 июля 2017, 19:45 1638
Сегодня, 26 июля – День парашютиста. Спецкор Tumix.ru поговорил с четырьмя мастерами парашютного дела. Все они – профессиональные спортсмены, которые рассказали, что экстрим и парашютизм – вещи разные, и прыжок с парашютом типа "крыло" куда безопаснее, чем поездка на мотоцикле по объездной дороге.

Алексей Лисовиченко, генеральный директор группы компаний "Нео-Ком", профессиональный парашютист, два года назад построил единственную в Тюмени аэротрубу FlyRoom, этим летом открыл в 100 км от города дропзону "Сила высоты"

Фото: Андрей Рядькин

Увлечение парашютным спортом началось с первого прыжка, который я совершил, когда мне было 14 лет. Поехали вдвоём с другом на аэродром Алферьево и прыгнули с круглым куполом Д1-5У (Примечание: парашют десантный – 1-я модель – 5-я управляемая. Разработан после Великой Отечественной войны на базе десантного парашюта ПД-47. Был одним из самых массовых парашютов, применявшихся в СССР). Высота была небольшая, максимум 800 метров, понравилось, стал ездить постоянно, каждое лето с круглым куполом прыгал. Продлилось это до 2011 года, когда в одном из аэроклубов, узнав про мой опыт прыжков с круглым парашютом, предложили прыгнуть с крылом. Так что своей родной дропзоной я считаю подмосковный "Киржач", это аэроклуб "Стриж". Сейчас у меня 128 прыжков, в планах – начать прыгать с самолета в вингсьюте.

Я – лицензированный спортсмен-парашютист, и не совсем понимаю, что вы имеете в виду, говоря "профессиональный". Возможно, тех, кто зарабатывает таким образом деньги. Таких людей, навскидку – процентов пять, не больше. Это АFF-инструкторы, тандем-мастера, воздушные видеооператоры, все остальные, в том числе, люди, которые участвую в чемпионатах, соревнованиях, достаточно зарабатывают, чтобы самостоятельно оплачивать участие, либо ищут спонсоров для себя или команды.

Есть ли в парашютизме грань между экстримом и разумным риском? Я эту грань давным-давно прочертил. Разумный риск – это когда ошибка, стечение обстоятельств, непрофессионализм не приводят к трагедии. Когда есть второй шанс. Прыжки с парашютом с самолета после соответствующей подготовки – разумный риск, а вот бейсджампинг, например, когда ты полностью зависишь от одного парашюта и от одного движения, которым ты этот парашют раскрываешь – это уже экстрим. Парашютный спорт – это не экстрим. Это достаточно безопасное занятие, даже если смотреть на статистику, то мы рискуем меньше, чем, например, мотоциклисты. При нормальной подготовке, оборудовании, выполнении прыжка, шанс того, что с тобой что-то случится, равен шансу, что, когда ты будешь проходить по улице, тебе на голову упадет кирпич. Нужно быть очень невезучим, чтобы с техникой произошел двойной отказ. Чтобы отказал и основной, и резервный парашют. Или не уделять своему запасному парашюту никакого внимания, не переупаковывать его, согласно регламенту, раз в полгода, купить какую-то дешевку, лишь бы она была, потому что без нее прыгать не дают… Не следить за страхующим прибором, не делать вовремя регламентные работы…

Ярослав Верпета, тандем-инструктор (дропзона "Сила высоты")

Фото: Сергей Дмитриев

Свой первый прыжок с парашютом я подарил себе в возрасте 30 лет – в 2000 году. Приехал в клуб и прошел подготовку (инструктор Виктор Григорьевич Матвиенко). Понравилось: сделал еще три прыжка, а после  прошел по спортивной программе и "пересел" на парашют типа "крыло". В какой-то момент мы съездили с ребятами в Подмосковье, посмотрели, как это все развивает в большом мир. Именно тогда меня зацепила тема тандем-прыжков, но в то время я еще не был к этому готов, потому что в тандем-мастера допускались люди с не менее 500 прыжками. Я "допрыгал", прошел обучение. Сейчас у меня на счету 1639 прыжков, а те, с кем я начинал, "напрыгали" уже побольше.

Первый раз, конечно, было страшно, но я подумал: столько лет хотел это сделать, какой смысл отступать, когда ты находишься почти в двух шагах вершины, зачем останавливаться? У меня не было никаких страхов, когда я сделал шаг "в никуда" – я был на автопилоте..

Что касается приземления, то здесь нужно определиться, какой именно вид прыжка вы имеете в виду: спортивные прыжки с парашютом типа "крыло", прыжки в тандеме с инструктором или десантные. Десантные прыжки – это да, есть риск сломать ногу, и риск этот достаточно велик. Бывают переломы, вывихи. А вот парашют типа "крыло" позволяет приземлиться очень мягко, используя эффект "подушки". Приземление идет на ноги инструктора, вы касаетесь земли, когда уже все закончилось.

Ограничений по росту и весу нет. Если человек большой, он просто покупает парашют большей площади. Новичку нужно знать, что там, в небе, нет ничего такого, ради чего стоило бы рисковать жизнью. Да, это ощущения острые, да, адреналин, кайф. Но все это до определенного момента. А если прыгают в тандеме, надо знать, что тот человек, который тандем-мастер, такой же человек, как и все, он также хочет жить и вернуться живым и здоровым домой. Если с ним ничего не случится – ничего не случится и с вами.

Сергей Дмитриев, тренер, инструктор тюменской аэротрубы FlyRoom, профессиональный спортсмен, парашютист

Фото: Андрей Рядькин

Первый раз я прыгнул, когда мне было 17 лет – на аэродроме в Ялуторовске и, честно говоря, разочаровался. Не помню, что это был за парашют, помню, что он был круглый. Свободного падения я не почувствовал, на открытии очень сильно (как мне показалось) дернуло. Парашюты такого типа практически неуправляемы и летят туда, куда дует ветер. В общем, больше мне такого счастья не хотелось.

В 2013 году я плотно занялся сноубордингом и по дороге с Красной Поляны мы с друзьями заехали в поселок Лоо (недалеко от Сочи), где прыгнули роупджампинг с 17-ти этажной гостиницы. Вот где было поистине страшно! Воодушивившись идеей  таких прыжков, мы организовали команду по прыжкам с веревкой в г. Краснодар. На сегодняшний день это самая большая и развитая команда в ЮФО, организующая прыжки со скал высотой до 250-ти метров.

Тогда же я узнал о программе ускоренной подготовки парашютистов АФФ. Поднакопил денег и за несколько дней прошел курс, включавший в себя 8 затяжных прыжков с 4000 метров и свободным падением 50 сек. с парашютом крыло. Одновременно для прохождения этой программы я начал летать в аэротрубе. Два года назад узнал, что в Тюмени открывается аэротруба, решил устроиться в нее работать инструктором.

На сегодняшний день у меня 200 самостоятельных прыжков. Вспоминая первые прыжки, могу сказать, что после отделения от летательного аппарата страх отступает и приходит эйфория. Со временем страх исчез вовсе. Все, что вы когда-либо слышали о несчастных случаях, это в 99% ошибка парашютиста. Как я говорю, самое опасное в парашютном спорте – это дорога до аэродрома. Современная парашютная техника очень безопасна, а все, чего нужно боятся, это себя самого. Я сам совершал ошибки и на приземлении, и в свободном падении. Можно ли их назвать опасными ситуациями, думаю да. Это все проходят, главное сделать правильные выводы и не повторять таких ошибок.

Если вы хотите совершить свой первый прыжок, посоветовать могу прыгнуть именно тандем с большой высоты. Чего стоит бояться? Думаю, надо бояться, что понравится. Однако этот спорт не дешевый. Подготовка выйдет в 80 тыс., парашютная система в 250-350 тыс., а каждый последующий прыжок будет обходиться примерно в 900-1200р. Сейчас я не представляю свою жизнь без прыжков и полетов в аэротрубе. Я занимаюсь тем, что мне нравится, и желаю этого каждому. Думаю в этом и есть счастье.

Анна Никифорова, спортсмен-парашютист

Фото: Сергей Дмитриев

У меня 350 прыжков одиночных и один с инструктором. На первый прыжок решиться было не трудно: собрала деньги и пришла. Первый прыжок был с инструктором. Я боялась высоты, и уже в самолёте, когда он начал набирать высоту, мне стало очень страшно, я уговорила себя не закрывать глаза. И не пожалела!

Прыжок мне очень понравился. Была ранняя осень: все жёлтое, голубое небо и рядом в свободном падении спортсмены – парашютисты машут руками. После этого захотелось сделать самостоятельный прыжок. Потом захотелось прыгнуть ещё несколько раз... и понеслось! А первый прыжок совершила 10 лет назад примерно. Первый спортивный прыжок в 2009 году, так что в спорте я уже почти 8 лет.

На первом прыжке с инструктором, конечно же, мучили сомнения типа "вдруг парашют не раскроется" и т.п. Но, в основном, первый прыжок – это шаг в неизвестность. Гораздо страшнее второй прыжок и первые спортивные прыжки. Опасные ситуации случались, в основном на приземлении, поэтому всем, кто собирается прыгнуть самостоятельно, рекомендую очень внимательно слушать инструктора на подготовке. Ну и всем начинающим спортсменам рекомендую быть внимательнее, не выполнять что-то новое в прыжке без подготовки.

Поскольку прыжков у меня не много, более конкретных рекомендаций дать не смогу. В обычной жизни я работаю менеджером в офисе, переводчиком. Раньше устраивала мероприятия, связанные с изучением немецкого языка в молодежной организации Югендланд.

 

 

 

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.