"Пока точно не известно, когда стартует четвертый этап Чемпионата России. Его могут легко перенести из-за погоды. Сейчас есть дата – 22 июля, но точно ли в этот день будут проходить гонки, я пока сказать не могу", – рассказывает Максим с легким сожалением.
Вряд ли кто-то из нас фанат мотоциклетных гонок. Между тем, этот вид спорта в нашей стране развивается достаточно стремительно. Пока чтобы быть профессиональным гонщиком в России, нужно время, деньги и талант. Спортсменам не платят за победы, мотоцикл приходится покупать на собственные средства, а иногда еще просят оплатить взносы на участие в очередном этапе гонок.
Общероссийские соревнования – Чемпионат и Кубок России по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам, в которых сейчас участвует Максим – не пропуск на гонки международного уровня. Но для него – это новый старт для продолжения спортивной карьеры после небольшого перерыва и обката своего нового мотоцикла.
– Как ты попал на чемпионат России?
– На мотоцикле я катаюсь уже больше 12 лет. Сначала это были просто катания по городу, после меня пригласили на профессиональные соревнования среди юниоров. Потом были участия в соревнованиях, собственная команда, но пришлось сделать перерыв. Уже в этом году мы решили возобновить участие в гонках. Я разослал резюме с указанием своих достижений и побед, ответ пришел в том числе и от BMW Russland Traiding. В то время они как раз искали новое лицо, и выбор пал на меня. Моя команда состоит из трех пилотов (включая меня), техников, механиков, инженеров, директора и нескольких любителей. Все они находятся в Москве, и только я один из Тюмени. Компания BMW Russland Trading после всех согласований команды предоставила мне мотоцикл для гонок, сразу после этого пошла настройка под меня.
– Что это значит?
– У каждого пилота свои параметры: рост, вес, длина рук – все это учитывается и настраивается под его характеристики. Заказываются индивидуально подножки, руль. Мой мотоцикл подкорректирован специально для меня. Кстати, свой мотоцикл я получил на месяц раньше, чем его увидели остальные покупатели.
– Мотоцикл тебе предоставили в компании?
– Нет, он мой, я его выкупил.
– Насколько мотоциклетные гонки дорогой вид спорта?
– Он дороже, чем автогонки. Это технический спорт, который завязан на постоянном финансировании. Участие в соревнованиях, трек-дни, элементы запчастей и тюнинга, реставрация мотоцикла после мелких крашей – все это оплачивается участниками. Конечно, есть и возможность кататься бюджетно. Любители, у которых нет собственного мотоцикла, могут попасть на гоночную трассу, участвуя в разных программах. Благодаря этому мотоспорт становится доступным.
По мнению Максима, в России мотоциклетные гонки находятся не на таком развитом уровне, как, например, на западе. В нашей стране только начинают появляться школы для гонщиков, а самих пилотов в стране около 300. Кроме этого, у нас не так много мест, где райдеры могут тренироваться (в Тюменской области таких вообще нет).
Чемпионат и Кубок России по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам проходит в течение четырех месяцев. Гонщики на протяжении шести этапов выясняют, кто займет пьедестал победителя. Первые три этапа уже завершились, они прошли в Москве, Нижнем Новгороде и Казани, остальные три – впереди.
– Первый этап Чемпионата России проходил в Нижнем Новгороде, в гонках я занял шестую позицию. Это неплохой результат: в десятку я попал. Я не потерял позицию и не повысил ее. Проехал, как и квалификацию. Второй этап состоялся в Казани, он прошел для меня менее удачно. Во время тренировки я упал: мотоцикл перевернулся несколько раз в воздухе, я катился следом за ним. Это случилось потому, что мотоцикл не был подготовлен к дождливой погоде – мы не успели. Из-за падения пропустил квалификацию, а значит, не получил место на гонке. Дирекция чемпионата приняла решение снять меня с соревнования.
– Как прошел для тебя третий этап?
– После прохождения квалификации на старте я должен был находиться в десятке первых, но из-за ошибки и некоторой неразберихи меня поставили в самый конец – я стоял на 18 месте. Но гонка началась для меня очень удачно: со старта я уже выиграл шесть позиций, а на первом повороте был на 12 позиции. На втором повороте пробивался вглубь пелотона, и уже через три круга мне удалось стать пятым. На шестом круге я уже сражался за подиум. Но после допустил ошибку – широко раскрылся и потерял одну позицию. В итоге оказался лишь на четвертом месте.
– Когда вы стоите на стартовой решетке, гонка начинается для всех одновременно?
– Не совсем. После того, как все заняли свои позиции согласно квалификации, маршал отдает зеленый флаг – включается светофор. На нем горят только красные огни. Над каждой десяткой гонщиков установлены свои светофоры. Когда красный гаснет, мы стартуем, и начинается гонка. Какой интервал выключения светофоров, я не знаю, это может быть и четверть секунды, и секунда. Бывает, случается фальш-старты. Тогда мотоциклисту добавляют время или назначают ему три круга на пит-лейн. На этом участке трассы ограничение скорости до 60 км в час. Самое жестокое наказание – дисквалификация.
– На первом этапе ты финишировал шестым, а на третьем – четвертым. Как происходит выявление победителей после проведения всех шести этапов?
– Сейчас, после третьего этапа, я только укрепил свои позиции. Каждому участнику после прохождения этапов начисляются очки за те места, на которых они финишировали. Баллы идут мне, как пилоту, и моей команде к общему зачету. Но стать победителем гонки можно и досрочно, набрав определенное количество баллов – для этого даже не нужно проходить пятый и шестой этапы. Такое бывает. Самое главное в соревнованиях – занять лучшую позицию. Во время гонок совершается много ошибок, благодаря которым догоняющие могут улучшить свои позиции, так, можно проехать разом даже двух пилотов.
– Какие гонки будут дальше?
– Пока неизвестно точно, когда стартует четвертый этап Чемпионата России. Его могут легко перенести из-за погоды. Сейчас есть дата – 22 июля, но точно ли в этот день будут проходить гонки, я пока сказать не могу. Дальше – новые соревнования, может быть даже международного уровня.