-3° С
Все новости этой рубрики>

Кого воспитает поколение Y и почему процессы взросления затянулись?

2 июня 2017, 19:00 1837
Проблемы отцов и детей стоят перед обществом с того момента, как оно образовалось. Как говорит тюменский писатель, историк, краевед Александр Петрушин, со временем меняются только ценности, дети всегда оставались чистым листом бумаги. По его мнению, воспитание, которое дают современные родители, затянуло процесс взросления.

Раньше – например, возьмем Царскую Россию – во главу воспитания ставилась духовность. Как пишут историки, за будущее просвещение детей отвечал мужчина. Семья в Царской России была пронизана патриархальными отношениями. Женщина отвечала за организацию семейного досуга, но всегда учитывала пожелания мужа. Детей воспитывали в строгом подчинении родителям, с ранних лет приучали к тому, что решение всегда остается за взрослыми – отсюда и было нормальным заключать брак без согласия жениха и невесты.

Все дети рождаются без морально-духовных пороков, и то, что из них получается, зависит от взрослых. Молодежь во все времена – не хорошая и не плохая, она другая, – считает Александр Петрушин. – Во все эпохи детей надо было защищать. Были годы, когда детей эксплуатировали, потом было время большого сталинского террора, война, тогда количество беспризорных детей доходило до пяти миллионов. Что касается воспитания, то до 1917 года воспитание было патриархальным, православие считалось государственной религией и в школах повсеместно преподавали Закон Божий. После 1922 года наступила большая эпоха безбожия. Предполагалось, что за две пятилетки необходимо полностью искоренить религию. Все это, естественно, отражалось на воспитании детей, оно было в духе агрессивного атеизма".

Сейчас религию путают с нравственностью

Существовал период, когда путаницы в том, что нужно прививать и на каких примерах воспитывать, не было. В советское время, как любят говорить историки, детей воспитывала партия. В стране была создана система патриотического воспитания молодежи. Прежде всего, речь идет об идеалах. В школьные годы идеалами были дети-герои и ветераны, ученые, инженеры, космонавты.

Большинство называет воспитание советского времени лучшим, скорее всего, из-за того, что в обществе были четко расставлены приоритеты. Детей уже не старались подчинить, им предлагали думать и жить наравне со взрослыми. Советские школы встречали вчерашних детсадовцев портретами Ленина, а едва научившись читать, первоклашки могли самостоятельно прочесть предисловие к букварю: "Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…". Главным лозунгом было: "Все лучшее детям!", тогда, кстати, сложно было представить недостаток школ или детских садов.

 

Раньше люди больше доверяли государству. В этом и убеждали, да мы и сами это видели, исходя из политики государства. Можно сейчас много спорить, хорошо это или плохо – ставить в пример таких личностей, как Мао Цзэдун или Никита Хрущев, – рассуждает Елена Майсюк, многодетная мама семерых деток. – Возможно, кто-то к этому относился с цинизмом и слушал музыку Высоцкого. Но целом все были согласны с тем, что коммунизм – это хорошо, а апартеид – это плохо. Сейчас даже такого слова люди не знают. Мы, конечно, не соглашались с тем, что джинсы – это плохо, но и без них можно было как-то жить. Было внутреннее чувство, что живем в стране, в которой все правильно. В школах были товарищеские суды, на производстве – профсоюзные, а сейчас у нас все скрыто за такими законами, как тайна личной жизни и прочее. Во времена СССР существовал налог на бездетность, который, по мнению власти, увеличивал рождаемость. Если такой налог введут сейчас – страшно представить, сколько законов сразу нарушится, мы их напридумывали столько, что сложно жить, не нарушая ничего… В итоге все равно нарушаем и боимся жить. Нету чисто человеческой радости от жизни…" 

 

По словам многодетной мамы, в стране в те времена жилось спокойнее, а сейчас, как говорит Елена Майсюк своим деткам, не отпуская их на улицу одних: "Я не доверяю не тебе, я не доверяю городу". 


"Я понимаю, что у ребенка формируется отношение к миру. Сейчас все-таки воспитывают более разнообразно. Раньше не было такого понятия, как домохозяйка, было другое – тунеядец, и люди были сильно заняты на работе, а детям уделялось мало времени. Мы живем в разнообразном мире, и у людей очень разные убеждения. Раньше были только верующие или неверующие, сейчас мои дети могут спокойно объяснить, кто такие сектанты, мусульмане, атеисты. Воспитание в семьях настолько разное, что его сложно унифицировать. Сейчас, кстати, многие родители думают о переводе детей на домашнее обучение, поскольку разочарованы школьным подходом. То есть у нас складывается так, что одни усиленно занимаются воспитанием детей, другие уверены, что детей должна воспитывать школа. Приверженцы второго варианта как-то чересчур убеждены, что три-четыре кружка могут заменить участие родителей. Многие считают, что дополнительное образование и есть воспитание", – считает Елена.

Пробежав по шкале времени до XXI века, давайте постараемся выяснить, что происходит с воспитанием сейчас.

Детей сейчас рожает поколение девяностых, которыми, получается из истории, родители занимались мало, поскольку взрослому поколению надо было просто выживать, и, как сейчас говорят : "Спасибо, что их в принципе родили". Сейчас будущее поколение Z воспитывают сразу два разных поколения: Х и Y. Первых называют потерянным поколением, вторых – поколением миллениума и компьютера. Но их, по мнению психологов, объединяет их одно: характер воспитания, которое они называют спринтерским.

Сейчас время скоростей и для школьников, и для родителей. У нас многие спешат и поработать на двух работах, и совместить это все с семьей, супружескими отношениями, личным пространством, и, конечно, с воспитанием детей, – рассказывает Юлия Лукашенок, ведущий психолог центра социальной помощи семье и детям "Семья". – Дети живут на тех же скоростях, поэтому из года в год мы наблюдаем тревожную тенденцию, что учебная мотивация падает, прилежность повышается, но при этом омолаживается уровень эмоционального выгорания. Если в семье все хорошо, скажем так, если ножки с работы бегут домой, не важно откуда – с работы или с учебы, то все хорошо. Если дома поддержки нет и восстановить ресурсы ребенок не может, тогда ему становится тяжело".

Итогом такого воспитания, считают психологи, становится то, что дети на таком "экспрессе" не успевают проанализировать какую-либо ситуацию, случай, свой личный опыт, а родителям из-за своей загруженности не хватает времени подсказать и обсудить какие-то моменты. Зачастую у детей из-за этого часто меняется настроение, в большинстве своем оно печальное, депрессивное. Поэтому общение в семье складывается по принципу "я начальник – ты подчиненный".

"Директивное общение – это когда разговор построен так: уроки сделал, домашнее задание переписал, полы помыл и т.д. Не могу сказать, что общение по душам совсем стало отсутствовать, его просто стало очень мало. Ребенка иногда и похвалить не успевают. Такой принцип общения дети переносят на своих сверстников. По мнению многих родителей, ребенок должен быть удобным, и даже тот же поход к психологу, когда ребенка приводят с уже серьезными проблемами, говорит о том, что маме или папе тоже некогда было уделить внимания, а теперь ребенок мешает им продолжать жить на скоростях, платить ипотеку, строить карьеру", – уверяет Юлия Лукашенок.

Пропасть между детьми и родителями продолжает увеличиваться. В конце концов, это может привести к раннему одиночеству. И все небезопасные поступки, проколы, порезы, которые ребенок может нанести себе, хотят сказать только об одном: чтобы на него обратили внимание. Психологи приводят в пример картинку, которую многие видят не в полной мере. Заботливый сын привозит своей престарелой матери продукты чуть ли не каждый день, а после этого спешно уезжает. А мама стоит у окна и ждет, когда ее сын уделит ей время. Другие участники этой истории – соседи – начинают причитать, что сын плохой, ведь мама всю жизнь только ради его благополучия жила и работала до ночи. Но забывают все про сторону когда-то маленького мальчика, который недополучая внимания мамы, привык к такому принципу общения.

Все эксперты, с которыми удалось поговорить журналистам портала Tumix.ru, сводятся к тому, что главное все же в воспитании – это общение, а ценности – это вторично. При этом родители должны четко понимать, где пристальная слежка за своим чадом может привести к тому, что ребенок может и не повзрослеть.

 

 

 

Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.