Согласно ст. 116 Уголовного кодекса РФ закон исключает возможность тюремного срока до двух лет за побои, нанесенные близким родственникам и "причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий". За это теперь предусмотрено административное наказание: штраф в 30 тыс. руб., арест на 15 суток или 120 часов исправительных работ.
Уголовная же ответственность наступит только после имеющегося административного взыскания. Тюремный срок до 3 месяцев будет назначен в случае, если обвиняемый в течение года вновь нападет на родственника, или если побои повлекли зафиксированный медиками вред здоровью.
Закон
Резонансный закон был принят депутатами еще летом 2016 года. Однако в нем содержалась "скандальная ошибка", как признались позже многие депутаты. Тогда они пытались декриминализовать любые побои. Под изменения попадали все случаи, кроме насилия, совершенного в отношении члена семьи. Поэтому, согласно поправкам, получить уголовное наказание могли только близкие родственники, а посторонние граждане за то же правонарушение могли отделаться административным наказанием.
Теперь это разделение устранено: близкие родственники также могут получить только административное наказание. Согласно новым реалиям закона изменения должны уменьшить вмешательство государства в дела семейные, вернее, как уточнил спикер Государственной думы Вячеслав Володин, "создать условия для создания крепких семей".
Тюменские депутаты высказались неоднозначно по поводу принятия нового закона. Депутат Тюменской областной Думы Тамара Казанцева указала, что новый закон имеет как положительные стороны, так и резко отрицательные.
По ее мнению, с введением нового порядка дети будут больше защищены в семье, излишний контроль со стороны посторонних исчезнет. То есть, действие ювенальной системы, при которой за любой синяк у школьника отвечали родители, ограничивается. "При старой системе семья и нормальное обучение школьников невозможны", – считает Тамара Казанцева.
"Может быть, в каждой семье такая ситуация была, где ребенка шлепали. С приходом ювенальной юстиции, которая к нам пришла с запада, это [общественно обсуждение] все и началось. Мы ее не поддерживаем, и, может быть, правильно, что наша Дума приняла такой закон, при котором единичный шлепок не будет выставляться на всеобщее обозрение. Конечно, мы не говорим о том, когда насилие происходит регулярно", – отметила депутат.
С другой стороны, есть риск, что у насильника будут развязаны руки – административное наказание для такого препятствием не станет. На это также указывает и депутат.
"Вот были у нас наказания уголовные, привлекали человека или нет, закон был. Есть сомнения в смягчении ответственности. Никто не должен уходить от наказания. Преимущественно страдают в семье женщины, почему-то существует такое, что мужчина бьет свою жену. Я не сторонник того, чтобы наши женщины сидели, и дрожали, и боялись того, что их унизят, ударят, такого быть не должно. Поэтому, может быть, это не совсем правильно, так как дает возможность мужчинам чувствовать себя свободно и говорить, что их даже закон защищает", – подчеркнула Тамара Казанцева.
На самом деле
Психологи со своей стороны бьют тревогу: любое насилие в семье недопустимо. Об этом необходимо срочно сообщать в правоохранительные органы, не замалчивать и стараться решить проблему с помощью специалистов.
Даже при действии старой версии закона, когда за побои в семье было уголовное наказание, дела до суда не доходили. Как указывает Тамара Казанцева, в России есть много случаев, когда потерпевший, а чаще всего это бывает женщина, сначала подает заявление в полицию, а после его забирает.
В Управлении МВД России по Тюменской области не смогли предоставить статистику семейных побоев. Как пояснили в пресс-службе ведомства, если в семье произошли серьезные конфликты, их причисляют к "побоям", не уточняя, при каких обстоятельствах они были совершены. В любом случае, зачастую все подобные происшествия заканчиваются "примирением сторон", если, конечно, речь идет не о телесных повреждениях, при которых потерпевший получил тяжкий вред здоровью.
"Единственная рекомендация для тех, кто оказался в подобной ситуации: незамедлительно обращаться в полицию. Умалчивание и нежелание решать эту проблему может привести к плачевным последствиям. И связано это, прежде всего, с природой агрессии, – она имеет нарастающий эффект, тем более, если ее источник не боится наказания за свои действия", – указывает Юлия Щепина, руководитель психологической службы МАУ ДОД ЦВР "Дзержинец", кандидат педагогических наук, психолог.
Она подчеркивает, что конфликты в семье возникают по нарастающей, есть некоторые "сигналы", говорящие о том, что член семьи может применить силу в отношении домашних.
"Обычно этому предшествуют множество признаков: оскорбления, шантаж, запрет на общение с близкими и друзьями, угрозы, насилие в отношении домашних животных. Распознав эти моменты, можно успеть отгородить себя от самих побоев. К сожалению, помочь человеку справиться с насилием невозможно до тех пор, пока он сам этого не захочет. Единственное, что могут сделать родственники и близкие люди, – дать понять тому, кто страдает от побоев, что он всегда может найти в вас поддержку", – указывает Юлия Щепина.
Принятый закон, по мнению психолога, не станет основой для укрепления российских семей в части невмешательства посторонних. Специалисты, наоборот, должны иметь возможность оказать помощь члену семьи, чтобы разрешить ситуацию. Юлия Щепина считает, что в России нужно на законодательном уровне открывать больше специализированных центров, где компетентные врачи смогли бы заниматься с семьями бесплатно.
"Службы примирения, распространенные по всему миру, и психологические консультации оказывали бы таким семьям помощь, сокращая до минимума случаи побоев",— указывает психолог.