В РПЦ традиционно отмечают, что освящение воды не является процессом по изменению её биохимического состава, речь идёт прежде всего о духовной составляющей этого обряда.
"Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, – отвечает в журнале о православной жизни "Нескучный сад" доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов. – Но Божия благодать – не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освящённую воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят "да наберём из-под крана – святая будет", они не получают святую воду".
То есть главное – если веришь, не лениться и сходить-таки в крещенские дни в ближайший храм за освящённой водой, причём не нужно брать с собой многолитровую канистру, достаточно небольшой бутылочки. Крещенскую воду можно затем добавлять в обычную, концентрация не меняет её свойства.
Но нередки случаи, когда верующие в крещенские дни находятся с силу обстоятельств далеко от храма (в далёкой экспедиции, в местах заключения и проч.). В этих ситуациях всё же можно зачерпнуть воды в доступном месте и благоговейно испить её. Благодать и милость Божия будут дарованы, ибо сказано: "По вере вашей да будет вам".
19 января Православная Церковь вспоминает Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Событие Крещения Господня также называют Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества – явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с Небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя.