В России "Чёрную пятницу" запустила компания "Блэк Фрайдей" в 2013 году. В этом году к организации "пятницы" присоединилась и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) с альтернативной акцией "Настоящая черная пятница". Однако, многие товары и магазины представлены и там, и там. Раздвоение – следствие того, что популярность акций глобальных распродаж в нашей стране, вопреки ожиданиям, падает. За прошедшие три года российские "пятницы" утратили доверие покупателей.
Почему же доверие утеряно? Известный тюменский бизнесмен Сергей Пантелеев напрямую называет "черные пятницы" фикцией. И на то есть основания.
К примеру, пользователь ресурса Geektimes под ником Pozhiratel провёл по собственной инициативе исследование недавней распродажи на популярном сайте Aliexpress. По его данным, 28% скидок оказались фальшивыми, почти половина – незначительными и только 23% скидок оказались настоящими.
"Черные пятницы, ночи распродаж и тому подобные акции дискредитированы самими ритейлерами. В практику участников этих акций, к примеру, вошло изначальное завышение цен на тот или иной товар, а потом объявление скидки, причём зачастую незначительной, а то и нулевой. В нашей стране любят идти своим путём. Почему-то наши маркетологи решили, что российский покупатель будет заворожён скидками, не сможет разобраться в ситуации и его можно обманывать из года в год. Однако фиктивность предложений и породила недоверие людей. Если в нынешнюю "пятницу" распродажа будет организована должным образом, то есть выставлены все товары-участники, объявлены действительно существенные скидки, процесс будет максимально понятен и прозрачен, и люди оправдают свои ожидания, тогда, может быть, у этого направления в нашей стране есть будущее", – сказал в беседе с корреспондентом Tumix.ru Сергей Пантелеев.
Своим мнением с нашей редакцией поделился и глава маркетинга сервиса Kupibilet.ru Влад Пшеничников. "Организаторы акций и ритейлеры-участники используют много трюков, чтобы привлечь аудиторию. Но все эти трюки, если разобраться, дают либо небольшую выгоду для клиента, либо не дают её вообще. В распродажах участвуют стоковые или ненужные товары. Часто ритейлеры выставляют на распродажу те позиции, которые и выбросить жалко, и продать не получается. Или же со скидками отдают хлам, который покупают, но позже осознают, что вещь абсолютно не нужна. При этом у покупателя создается ощущение, что его обманули", – высказался он.
Впрочем, ритейлеры пытаются восстановить утраченное доверие и вносят необходимые изменения. Так, согласно условиям акции на "Блэк Фрайдей", в дни "Чёрной пятницы" магазины предоставляют только актуальные товары с беспрецедентно глубокими скидками. Для защиты покупателей от недобросовестных скидок реализована система верификации магазинов: выборочная проверка акционных предложений.
АКИТ позиционирует себя как абсолютно некоммерческая организация, а потому заинтересована в том, чтобы распродажа была достоверной, прозрачной и привлекательной.
Кстати, по данным "РИА Новости", всего в российской "Черной пятнице" участвуют порядка 500 магазинов. Покупатели смогут приобрести со скидками бытовую технику, электронику, товары для дома, одежду, ювелирные украшения, часы, косметику и многие другие категории товаров.
Добавим, что акция стартовала уже сейчас и продлиться до конца выходных.