На мастер-классе собрались руководители компаний и подразделений, которым близка тема управления и лидерства.
Мастер-класс начался с того, что участники разобрали какие этапы развития сотрудников существуют: высокопрофессиональный сотрудник, ценный член команды, компетентный менеджер, эффективный руководитель, руководитель 5-го уровня.
У многих руководителей возникает проблема именно в том, что они остаются на этапе высокопрофессионального сотрудника или ценного члена команды, сами и руководят, и выполняют работу как специалисты. Михаил Колонтай акцентировал внимание на том, что сотрудники должны повышать свои профессиональные навыки с одной стороны, и свои управленческие навыки с другой.
Преподаватель отметил, что первый шаг в освоении управления другими людьми – это отвоевать право руководить. Поэтому первый шаг чему надо учить начинающих руководителей – это умению доказывать право руководить. Когда назначают нового руководителя, всегда есть вероятность недовольства от такого решения среди сотрудников. Если же в такой ситуации новый управленец не сможет доказать своё право руководить коллективом, нецелесообразно будет его и назначать. Таким образом, руководитель также должен уметь продемонстрировать, что он обладает и лидерскими качествами.
На мастер-классе разобрали и основные функции руководителя: прогнозирование, организация, мотивация, руководство, контроль. Михаил Колонтай отметил, что именно в этих вопросах возникают проблемы, в частности у российских менеджеров. И этот навык, безусловно, надо развивать.
Господин Колонтай подчеркнул, что лидерство заключается в получении выдающихся результатов от обычных людей. И лидер со многих языков переводится именно, как путь. То есть лидерство, это умение показывать путь.
В связи с этим, преподаватель привел в пример метафору о пастухе. Главная задача пастуха – показать стаду, куда идти, где трава и вода (то есть куда лидер поведет сотрудников и организацию, где компания может заработать денег). Вторая функция пастуха – держать стадо вместе, чтобы овцы не разбегались (руководитель держит вместе коллектив, создает команду). Третья функция – заботиться и охранять стадо от волков, шакалов. Пастух ночью разводил костер, собирал вокруг себя ягнят, смазывал разбитые копытца (руководитель думает и заботится о сотрудниках).Четвертая функция – если в стаде появлялся баран, который мешал продвижению, вносил смуту в стадо, пастух или усмирял его или убивал (руководитель должен понять, что делать с неформальным лидером: либо договориться, либо уволить).
Активный интерес и обсуждение вызвал у аудитории кейс "От бездельника до ударника", который посвящен тому, как московский предприниматель купил и усовершенствовал деревообрабатывающий комбинат в Новгородской области. Предприниматель столкнулся с тем, что людям для хорошей зарплаты мало высокотехнологичного оборудования, комфортных рабочих мест и хорошей заработной платы, они все равно выполняли свою работу на достаточно низком уровне, в том числе работники завода прогуливали и пьянствовали. Но применив методику, разработанную Питером Дойлем, предприниматель решил эту проблему, и привел организацию к выдающимся результатам.
Методика Питера Дойля была разработана для продаж, но она также прекрасно применима и для руководства компанией. Пять составляющих, влияющих на энтузиазм сотрудников:
1.Личность лидера. Он должен вызывать доверие у сотрудников, быть справедливым, относиться с теплотой и пониманием к проблемам подчиненных, и благодарить за проделанный труд.
2.Умение убеждать. Руководитель доносит до сотрудника информацию, что ему нужно сделать и почему, к какому результату это приведет.
3.Постановка целей (видения, мечты) перед сотрудниками.
4.Проведение совещаний и других мероприятий, где появляется необходимость отождествлять себя с коллегами;
5. Организация всевозможных конкурсов и соревнований. Подарки, поздравления от организации.
В конце мастер-класса, Михайил Колонтай обратил внимание на то, что у компании должен быть внешний "враг". Если нет такого врага, то для коллектива таким врагом становится начальник.
И стоит также иметь в виду, что количество позитивной информации к негативной должно быть в пропорции: 3 к 1. То есть, если руководитель один раз сделал замечание сотруднику, то похвалить он должен три раза.
Участники мероприятия отметили важность и актуальность данной темы. Грамотное управление организацией и сотрудниками в нынешней экономической ситуации важно как никогда, и навыки, необходимые для этого, безусловно, стоит оттачивать и развивать.