Ученые измерили диаметр самой массивной черной дыры Вселенной

13 февраля 2016, 22:33 2634
Европейское космическое агентство ESA опубликовало новый снимок сверхмассивной черной дыры, одной из крупнейших во Вселенной. Объект титанических размеров находится на расстоянии 300-т миллионов световых лет от Солнечной системы, в галактике NGC 4889.
Фото: ESA/Hubble Information Centre

В пресс-релизе агентства ее назвали "спящим гигантом". Объект ведет себя спокойно. Орбитальный телескоп "Хаббл" помог ученым определить положение горизонта событий – поверхность воображаемой сферы, при пересечении которой материя и свет уже никак не могут вырваться из гравитационных "объятий" сингулярности, пишет РИА новости.

Таким образом, диаметр этой сферы, который физики называют "шварцшильдовским", представляет собой, очень грубо говоря, диаметр самой черной дыры, зная который, ученые могут вычислить ее точную массу.

Как оказалось, размеры этой черной дыры оказались действительно гигантскими – за пределы ее горизонта событий легко вместится десять Солнечных систем, выстроенных одна за другой. Ее диаметр составляет 130 миллиардов километров. Для сравнения, черные дыры, породившие недавно открытые гравитационные волны, обладали диаметром всего в 150-200 километров.

Масса черной дыры, вычисленная с учетом этого диаметра, составляет 21 миллиард солнечных масс, что ближе к верхней планке предыдущих оценок, чем к нижней. Это в принципе позволяет NGC 4889 претендовать на статус галактики, в которой обитает крупнейшая, или, по крайней мере, одна из самых больших черных дыр во Вселенной.

Считается, что в центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца.

До недавнего времени наиболее массивным объектом такого рода считалась черная дыра в центре галактики М87, которая расположена на расстоянии в 53 миллиона световых лет в созвездии Девы. Относительно недавно на этот титул начала претендовать черная дыра в галактике NGC 4889, которая принадлежит к сверхскоплению Волосы Вероники. Расстояние между этой галактикой и нашей планетой составляет примерно 335 миллионов световых лет.