-3° С

В поисках ракетоплана БИ-1: по Сибири на новых «Датсунах»

8 февраля 2016, 10:38 745
Где и кем был создан первый советский реактивный самолёт? В поисках ответа мы ездили по Сибири, попутно выясняя, как изменились автомобили Datsun
«Заводоуковск — родина советской реактивной авиации». В Тюменской области, где расположен упомянутый городок, этот звучный тезис крайне популярен! Дескать, в годы войны сюда было эвакуировано КБ Москалёва, «именно здесь разработавшее первый советский реактивный самолёт БИ-1».
Последняя фраза встречается во многих источниках, что описывают небогатый набор достопримечательностей Заводоуковска. А чтобы никто не подвергал сомнению этот монументальный факт городской биографии, в Парке машиностроителей установили памятник А. С. Москалёву — авиаконструктору, возглавлявшему вышеупомянутое КБ (точнее, завод № 499, созданный на базе эвакуированных Воронежского авиазавода, а также московского ОКБ конструктора планеров Гроховского).

Свалка коммунальщиков и чемодан денег

Но на положенном месте памятник Москалёву мы не нашли. Постамент — есть, монумента — нет. Не туда приехали? «Кто такой Москалёв? А, мужик! С крыльями! — вспомнил встреченный нами горожанин, тогда как остальные просто пожимали плечами. — Так его убрали. Два или три года назад». А водитель трактора, что чистил территорию парка, добавил: «Увезли недалеко, на склады, в жилкомхоз, это возле элеватора».

Памятник Александру Сергеевичу Москалёву (1904—1982) работы местного мастера Владимира Золотухина лежит возле таких же изуродованных скульптур и под слоем снега почти не виден

Отыскать элеватор оказалось легко, а вот склады жилкомхоза — куда труднее. И только двое мужчин, один из которых передавал другому... чемодан, набитый деньгами (уложенные пачки тысячных купюр мы видели своими глазами), подсказали, что это совсем рядом. Под слоем снега действительно лежала знакомая по фотографиям скульптура, окружённая изуродованными статуями. Их все разломала местная шпана. Виновных не нашли, желающих восстанавливать разрушенное — тоже.

Легенды и факты из истории ракетоплана БИ-1

1941 год. Способные засечь вражеские бомбардировщики РЛС только разрабатываются, поэтому крайне перспективной выглядит идея «быстрого» самолёта-перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт — быстрая атака — посадка на планировании». В подмосковных Химках на заводе № 293 над такой крылатой машиной, оснащённой ракетным двигателем, по собственной инициативе начинают работать конструкторы Березняк и Исаев.

Планер БИ-1 выполнялся из дерева, фанеры и полотна. Топливом для ракетного двигателя служил керосин, а окислителем — азотная кислота: в двигатель компоненты поступали под силой давления сжатого воздуха из отдельных баллонов

С началом войны работы резко ускорились, было получено одобрение ГКО... Но осенью 1941-го завод №293 эвакуируют на Урал, в посёлок Билимбай. На новом месте работы идут споро, и 15 мая 1942 года капитан Бахчиванджи выполнил первый полет на ракетоплане БИ-1. Испытания показали хорошие качества истребителей, и было принято решение построить 40 опытных машин.

Казалось бы, причём здесь Москалёв и Заводоуковск? На самом деле, статус города как «родины советской реактивной авиации» сильно преувеличен. В книге «Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам» Борис Черток поясняет, что на заводоуковский завод № 499, которым как раз руководил А. С. Москалёв, лишь передали заказ на планеры (самолёты без двигателя). И не более того!

БИ-1 выдавал немыслимые для своего времени показатели (расчётная скорость — свыше 800 км/ч), но топлива хватало лишь на 89 (!) секунд полёта, так что часть полёта и посадка осуществлялась планированием, с неработающим двигателем

И вообще, 30 готовых планеров из Заводоуковска были сожжены, а проект заморожен, когда весной 1943 года во время попытки определить максимальную скорость БИ-1 потерпел крушение: тогда инженеры просто не знали, что пикирование грозит всем скоростным машинам, где использовано прямое крыло обычного профиля. И эта авария стала одной из многих причин, по которой саму концепцию ракетопланов, симбиоза самолёта и ракетного двигателя, признали неразумной — наступала эпоха воздушно-реактивной авиации.

Datsun on-DO и Datsun mi-DO. Что нового?

Первым делом — самолёты. Ну а «Датсуны»? С седанами и хэтчбеками Datsun, которые представляют собой перелицованные и доработанные автомобили Lada, мы знакомы не понаслышке — в прошлом году модели on-DO и mi-DO побывали на длительном тесте редакции «Авто Mail.Ru». И хотя после нынешнего тест-драйва по дорогам Сибири общий вывод остался прежним — «японцы» настолько лучше нашего родного оригинала, насколько и дороже, — нужно отметить несколько важных обновлений.

Во-первых, у «автоматического» mi-DO (для седана «автомат» всё ещё недоступен) перенастроены педали — замедление и разгон перестали быть дёргаными. Во-вторых, менее шумной стала «механика», хотя до полной победы над подвыванием коробки ещё далеко. В-третьих, улучшилось качество сборки. И это заметно! 
Алексей Кованов
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.