0° С
Все новости этой рубрики>

Музей ретро-техники в Тюмени: автомобили страны, которой уже нет

16 августа 2018, 19:02 5604
Идее создания музея ретро-техники более двадцати лет. Именно столько времени понадобилось, чтобы собрать 120 экземпляров редкой авто- и мототехники. О том, как открывался музей и какие модели ретроавтомобилей там представлены, читайте в репортаже Tumix.
Мария Лузгина

"Мысль о создании такого музея принадлежит еще моему отцу Владимиру Михайлову", – рассказал генеральный директор холдинговой компании "Дина" Иван Михайлов. – Для открытия музея у меня было несколько причин: во-первых, это способ увековечить память отца, а во-вторых, если бы мы стали тянуть с реставрацией и дальше, восстановить машины было бы еще сложнее".

По словам Ивана, самое сложное в восстановлении таких машин – найти на них запчасти. На поиск уходит от одного до нескольких месяцев.

Он рассказал, что, по задумке, музей должен был находиться в закрытом помещении, для того, чтобы всего экспонаты сохранились в целости, а "не ушли в землю, как это часто бывает". Реставрацией автомобилей занимались собственными силами. Отреставрировать и придать автомобилям сверкающий вид удалось всего за три месяца.

В стены музея не вошла вся коллекция – не позволили площади, сейчас под крышей здания находится около 70 машин.

Иван Михайлов рассказал корреспонденту Tumix, что над созданием коллекции ретроавтомобилей 20 лет работала целая команда специалистов. "Одни занимались поиском автомобилей, рассматривали объявления и принимали заявки, а вторые реставрировали. Все автомобили выкупались у частников. Правда есть один, который достался холдингу прямо с завода, – это белая шестерка. Она абсолютно новая с пробегом 200 км, там до сих пор сиденья в полиэтилен", – поделился Иван.

Что касается самого музея, то никакого ноу-хау нет, главное отличие от других аналогичных музеев, то, что экспозиция состоит целиком из автомобилей советского производства. "Все эти автомобили произведены в нашей стране, либо в странах бывших Советских республик", – заметил Иван.

Генеральный директор ХК "Дина" признался, что концепция и дизайн помещения, в котором разместился музей, будут дорабатываться еще в течение нескольких месяцев.

Ну а пока Максим Найденко, авторетроклуб  "OldMotors – Тюмень", провел для тюменских журналистов экскурсию по музею.

Экспозиция музея разбита по разным эпохам автомобильной промышленности таким образом, чтобы посетители смогли проследить эволюцию и совершенствование советского автомобиля.

Самый "старший" экспонат коллекции был выпущен в 1936 году, а самый "молодой" ― в 1987. Техника довоенного времени представлена автомобилями ГАЗ-М1, ЗИС-6, техника сталинской эпохи и военного времени – "Москвич"-401, ГАЗ-АА, ГАЗ-67, ЗИС-5, техника послевоенного времени – ГАЗ-М-20 "Победа", ГАЗ-13 "Чайка", СМЗ С-3А "моргуновка", а также представители "ВАЗовского" завода 2101 – 2107 "Жигули". Нашлось в музее место и для мотоциклов, в числе которых "ИЖ", "ИМЗ" и легендарная "JAWA".

Про некоторые модели автомобилей Максим Найденко рассказывал интересные факты. Так, модель СМЗ С-3А, созданная для нужд инвалидов войны, в народе была больше известна как "моргуновка". Такое название она получила из-за легендарной комедии Гайдая "Операция Ы", где на СМЗ С-3А ездили Трус, Балбес и Бывалый. Из-за того, что за рулём сидел именно герой Моргунова, автомобиль получил народное название "моргуновка". За 12 лет (1958—1970) производства было выпущено чуть более двухсот тысяч таких транспортных средств.

Поэтому в свободные руки здоровым людям такие машины не попадали. После 20-летнего  использования машина сдавалась обратно на завод, а взамен ее владельцу выдавался новый экземпляр.

Одной из культовых и узнаваемых моделей советского автопрома стал "Запорожец" (ЗАЗ-965). Он выпускался на автомобильном заводе "Коммунар" на Украине. В то время это была попытка дать дешевое транспортное средство, и она удалась. "Запорожец" действительно можно было свободно купить, и он приносил радость своим владельцам.

ГАЗ-М-20 "Победа" – лицензионная копия автомобиля "Форд", но доработанная с учетом российских реалий. "За океаном, где топливо было дешевым и его было много, устанавливались двигатели V8 шестицилиндровые, у нас была рядная V6. М-20 было выпущено около 100 тысяч, и сегодня эти модели стоят от полумиллиона за груду обломков, до нескольких миллионов за восстановленные экземпляры", – уточнил Максим.

Интересна судьба и представительской "Чайки" (ГАЗ-14).  Ее выпускали с 1977 по 1989 год, при этом она разошлась тиражом в три раза меньше, чем ее предшественница ГАЗ-13. ГАЗ-14 имела очень гармоничный, стильный и красивый внешний вид. Между тем, в 1989 году Михаил Горбачев запретил производство этой машины, посчитав ее слишком шикарной, а вся документация на "Чайки", включая даже маленькие модели в масштабе 1:43,  была полностью уничтожена.

В музее ретро-техники представлена "Чайка" с двигателем V8  в оригинальном зеленом цвете салона. Конкурсная стоимость автомобиля достигает сегодня около 5 млн рублей.

Официальное открытие музея с праздничной программой назначено на 18 августа. С 15:00 до 18:00 всем желающим проведут экскурсию.

Мария Лузгина
Уважаемые читатели! Убедительная просьба, оставляя комментарии, не использовать ненормативную лексику и оскорбления. В противном случае Ваш комментарий будет удален!
Также следите за последними новостями через Вконтакте и Facebook.